|
Каждое конкретное гражданское общество будет оказывать на демократию смешанное воздействие. Нет никаких гарантий что позитивное возобладает над негативным, хотя в Европе на протяжении относительно долгого времени это было именно так. К сожалению в современных неодемократиях акторы явно больше озабочены сиюминутной выгодой и потому не расположены делать ставку на возможные преимущества, которые вытекают из наличия действующего и жизнеспособного ГО. Если предложенное
понимание проблемы хоть в какой-то мере обоснованно, вероятный результат
[воздействия ГО на демократию] можно просчитать на основе оценки степени
проявленности в нем основополагающих свойств, возникающих в процессе смены
режима- стратегической компетентности, емкости,
классоуправления и конгруэнтности. Последние, в свою
очередь, зависят от более дискретных характеристик, приобретаемых тогда же
единичными ассоциациями и движениями, т.е. от численности таких ассоциаций и
движений плотности членства и сфер представительства, а также от макрохарактеристик формирующейся медиаторной системы: охвата ею интересов/устремлений, степени монополизации и уровня координации. V. Гражданское
общество отнюдь не является непроизвольным или бездумным порождением
капитализма, следствием урбанизации, грамотности, социальной мобильности и
эмпатии словом — прогресса,
хотя все названное и способствует его у к решению. Напротив, для его появления
требуется артикулированная политика со стороны государственной власти и
определенные привычные нормы жизнедеятельности частные (вос) производителей. 1. Государственная политика [о которой идет речь] затрагивай сложную сферу взаимопереплетающихся прав и обязанностей, существенным образом менявшихся по ходу истории, и потому дать ей обобщенное определение крайне трудно. Она включает в себя: — свободу ассоциаций, петиций и собраний; ___________ 1 Proporz-demokratie — распределенная демократия.
— Пер. Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ 289 — юридическое признание и неприкосновенность; — особое налогообложение; — установленные каналы функционального представительства; — гарантии участия в принятии решений; — предотвращение полной закрытости во внутренних делах; — субсидирование из общественных фондов; — обязательное членство и/или взносы; — юридическое расширение [сферы действия] контрактов (Atlge-meinverbindlichken1); — перенесение ответственности за практическое воплощение политики. 2. Еще сложнее установить те привычные нормы частной жизнедеятельности, которые способствуют большему доверию к посредникам ГО, однако к ним несомненно относятся: — классовое, секторальное, профессиональное или групповое сознание; .— готовность участвовать в коллективных акциях; — «нравственность» или самоограничение в преследовании групповых интересов; — удовлетворение от взаимодействия с равными, т.е. социальность; — доверие к групповому руководству и равным; — определенная доля «альтруистичности» («other-regardingness») по отношению к обществу в целом; — склонность принимать групповую дисциплину; — готовность отказаться от преимущества личностного свойства, иначе говоря — сопротивление клиентистским соблазнам; — ощущение собственной силы; ¾ обладание достаточными организационными навыками. VI.
В момент своего появления ГО может принять многообразные
системные очертания, хотя диапазон форм, способных существовать в каждой
конкретной политии, несомненно, куда более ограничен. 1. Как уже отмечалось выше, (см. тезис I), изменения в типе гражданского общества (особенно в амплитуде между плюрализмом и корпоративизмом) скорее всего повлекут за собой значительные расхождения в распределении благ, общем функционировании экономики и управляемости демократии, которая в конечном итоге может сложиться. ____________ 1 Allgemeinverbindlichkeit — общеобязательность. - Пер. |
Реклама: |