|
Неужели вы не понимаете, что революция (в обыденном смысле слова) тем-то и отличается от мирного прогресса, что первую делает меньшинство, а второй — большинство. Оттого первая проходит обыкновенно быстро, бурно, беспорядочно, носит на себе характер урагана, стихийного движения, а второй совершается тихо, медленно, плавно, «с величественной торжественностью», как говорят историки. Насильственная революция тогда только и может иметь место, когда меньшинство не хочет ждать, чтобы большинство само сознало свои потребности, но когда оно решается, так сказать, навязать ему это сознание, когда оно старается довести глухое и постоянно присущее народу чувство недовольства своим положением до взрыва. Глава 3. РУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА ХХ в. 219 И затем, когда этот взрыв происходит, — происходит не в силу какого-нибудь ясного понимания и сознания и т.п., а просто в силу накопившегося чувства недовольства, озлобления, в силу невыносимости гнета, — когда этот взрыв происходит, тогда меньшинство старается только придать ему осмысленный, разумный характер, направляет его к известным целям, облекает его грубую чувственную основу в идеальные принципы. Народ действительной революции — это бурная стихия, все уничтожающая и разрушающая на своем пути, действующая всегда безотчетно и бессознательно. Народ вашей революции — это цивилизованный человек, вполне уяснивший себе свое положение, действующий сознательно и целесообразно, отдающий отчет в своих поступках, хорошо понимающий, чего он хочет, понимающий свои истинные потребности и свои права, человек принципов, человек идей. Но где же видано, чтобы
цивилизованные люди делали революции! О нет, они всегда предпочитают путь
мирного и спокойного прогресса, путь бескровных
протестов, дипломатических компромиссов и реформ — пути насилия, пути крови, убийств и
грабежа. [...] Даже нашему III Отделению, впадающему в
умоисступление при одном слове революция, подобная
революция —
ваша революция, революция, обусловленная «ясным сознанием и пониманием
большинством своих потребностей», не может быть страшной. Напротив, его прямой
интерес состоит в том, чтобы пропагандировать ее идеи. С помощью такой
пропаганды можно совсем сбить молодежь с толку, представляя ей действительную революцию как искусственное навязывание
народу неосознанных и непрочувствованных им идей, как нечто деспотическое,
эфемерное, скоротечное и потому вредное; уверяя ее, что победа народного дела,
что радикальный переворот всех существующих общественных отношений зависит от
степени сознания народом его прав и потребностей, т.е. от степени его
умственного и нравственного развития, можно незаметно довести ее до убеждения,
будто развивать народ и уяснять ему его потребности и т.п. — значит подготовлять не торжество
мирного прогресса, а торжество истинной революции. [...] IV [...]
Революции делают революционеры, а революционеров создают данные социальные
условий окружающей их среды. Всякий народ, заявленный произволом, измученный
эксплуататорами, осужденный из века в век поить своею кровью, кормить своим
телом праздное поколение 220
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ тунеядцев, скованный по рукам и по ногам железными цепями экономического рабства, — всякий такой народ (а в таком положении находятся все народы) в силу самых условий своей социальной среды есть революционер; он всегда может; он всегда хочет сделать революцию; он всегда готов к ней. И если он в действительности не делает ее, если он в действительности с ослиным терпением продолжает нести свой мученический крест... то это только потому, что в нем забита всякая внутренняя инициатива, что у него не хватает духа самому выйти из своей колеи; но раз какой-нибудь внешний толчок, какое-нибудь неожиданное столкновение выбили его из нее — и он поднимается, как бурный ураган, и он делает революцию. |
Реклама: |