|
5. Уничтожение государства и юридического права необходимо будет иметь следствием уничтожение личной наследственной собственности и юридической семьи, основанной на этой собственности, так как та и другая совершенно не допускают человеческой справедливости. 6. Уничтожение государства, права собственности и юридической семьи — одно сделает возможным организацию народной жизни снизу вверх, на основании коллективного труда и собственности, сделавшихся в силу самих вещей возможными и обязательными для всех путем совершенной, свободной федерации отдельных лиц в ассоциации, или в независимые общины, или помимо общин и всяких областных и национальных разграничении в великие однородные ассоциации, связанные тождественностью их интересов и социальных стремлений и общих в нации, наций в человечество. Как же морализировать этот мир? Возбуждая в нем прямо, сознательно и укрепляя в его уме и сердце единую, всепоглощающую страсть 214 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ всенародного общечеловеческого освобождения. Это новая, единственная религия, силою которой можно шевелить души и создавать спасительную коллективную силу. Таково должно быть отныне единственное содержание тайной организации, организации, которая должна в одно и то же время создать народо-вспомогательную силу и сделаться практическою школою нравственного воспитания для всех членов. Прежде всего определим ближе цель, значение и назначение этой организации. В моей системе, как я уже несколько раз заметил выше, она не должна составлять революционной армии — у нас должна быть только одна революционная армия — народ, — организация должна быть лишь только штабом этой армии, организатором не своей, а народной силы, посредницею между народным инстинктом и революционною мыслию. А революционная мысль только потому и революционерна, жива, действительна, истинна, что она выражает и только поскольку она формирует народные инстинкты, выработанные историею. Стремиться навязать народу свою мысль, простую [...] или чуждую его инстинктам, — значит хотеть поработить его новому государству. Поэтому организация, хотящая искренно только освобождения народной жизни, должна принять программу, которая была бы полнейшим выражением народных стремлений. Организации предстоит
огромная задача: не только приготовить торжество революции народной посредством
пропаганды и сплочения народных сил; не только разрушить до конца силою этой
революции весь ныне существующий экономический, социальный и политический
порядок вещей; но еще, пережив самое торжество революции, на другой день
народной победы сделать невозможным установление какой бы то ни было
государственной власти над народом — даже самой революционной, по-видимому, даже вашей, — потому что всякая власть, как бы она
ни называлась, непременным образом подвергла бы народ старому рабству в новой
форме. Поэтому организация наша должна быть довольно крепка и живуча, чтобы
пережить первую победу народа, —
а это совсем нелегкое дело,—
должна быть так глубоко проникнута своим началом, чтобы можно было надеяться,
что даже посреди самой революции она не изменит ни мыслей, ни характера, ни
направления. В чем же должно будет состоять это направление? Что будет главною
целью и задачею организации? Помочь народу самоопределиться
на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней человеческой
свободы, без малейшего вмешательства Глава З. РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА ХХ
в. 215 какой бы то ни было, даже временной или переходной,
власти, т.е. без всякого государственного посредства. Мы отъявленные враги всякой официальной власти — будь она хоть распререволюционная власть, — враги всякой публично признанной диктатуры, мы — социально-революционные анархисты. Печатается по: Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 482, 483, 525, 546. |
Реклама: |