|
Глава 3. РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА ХХ в. надежды его в высшей степени умеренны, так как за отсутствием (в течение всей его жизни) внутренней междоусобной исторической борьбы между различными слоями русского общества он не видит во власти врага (против которого чувство самосохранения заставляло бы его принимать всевозможные средства предосторожности), а относится к ней с полнейшею доверенностью. Г л а в
а XI Европейничанье — болезнь русской жизни [...]
Кроме трех фазисов развития государственности, которые перенес русский народ и
которые, будучи в сущности легкими, вели к устройству и упрочению Русского
государства, не лишив народа ни одного из условий, необходимых для пользования
гражданскою свободою как полной заменой племенной воли, Россия должна была
вынести еще тяжелую операцию, известную под именем Петровской реформы. В то
время цивилизация Европы начала уже в значительной степени получать
практический характер, вследствие которого различные открытия и изобретения,
сделанные ею в области науки промышленности, получили применение к ее
государственному и гражданскому строю. [...] Следовательно, самая существенная цель государства (охрана
народности от внешних врагов) требовала уже в известной степени технического
образования, — степени, которая с
тех пор, особливо со второй четверти XIX
века, не переставала возрастать в сильной пропорции. [...] [...]
Необходимо было укрепить русскую государственность заимствованиями из
культурных сокровищ, добытых западной наукой и промышленностью, — заимствованиями быстрыми, не
терпящими отлагательства до того времени, когда Россия, следуя медленному
естественному процессу просвещения, основанному на самородных началах, успела
бы сама доработать до необходимых государству практических результатов
просвещения. Петр сознал ясно эту необходимость, но (как большая часть великих исторических деятелей) он действовал
не по спокойно обдуманному плану, а со страстностью и увличением. Познакомившись
с Европою, он, так сказать, влюбился в нее и захотел во что бы то ни стало
сделать Россию Европой. Видя плоды, которые приносило европейское дерево, он
заключил о превосходстве самого растения, их приносившего, над русским еще
бесплодным дичком (не приняв ни внимание разности в возрасте, не подумав, что
для дичка может быть еще не пришло время плодоношения), и потому захотел
срубить его под самый корень и заменить другим. [...] 204 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Если Европа внушала Петру страстную любовь, страстное увлечение, то к России относился он двояко. Он вместе и любил, и ненавидел ее. Любил он в ней собственно ее силу и мощь, которую не только пред чувствовал, но уже сознавал, любил в ней орудие своей воли и своих планов, любил материал для здания, которое намеревался возвести по образу и подобию зародившейся в нем идеи, под влиянием европейского образца; ненавидел же самые начала русской жизни — самую жизнь эту как с ее недостатками, так и с ее достоинствами. Если бы он не ненавидел ее всей страстностью своей души, то обходился бы с нею осторожнее, бережнее, любовнее. Потому в деятельности Петра необходимо строго отличать две стороны: его деятельность государственную, все его военные, флотские, административные, промышленные насаждения, и его деятельность реформативную в тесном смысле этого слова, т.е. изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях, которые он старался произвести в русском народе. Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Как ни тяжелы были для современников его рекрутские наборы (которыми он не только пополнял свои войска, но строил города и заселял страны), введенная им безжалостная финансовая система, монополии, усиление крепостного права — одним словом, запряжение всего народа в государственное тягло, всем этим заслужил он себе имя Великого — имя основателя русского государственного величия. Но деятельностью второго рода он не только принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что доселе еще разъедает русское народное тело), он даже совершенно бесполезно затруднил свое собственное дело: возбудил негодование своих подданных, смутил их совесть, усложнил свою задачу, сам устроил себе препятствия, на поборение которых должен был употреблять огромную долю той необыкновенной энергии, которою был одарен и которая, конечно, могла бы быть употреблена с большею пользою. К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь придворную и высшего общества иностранный этикет, менять летоисчисление, стеснять свободу духовенства? К чему ставить иностранные формы жизни на первое почетное место и тем накладывать на все русское печать низкого и подлого, как говорилось в то время? Неужели это могло укрепить народное сознание? Конечно, одних государственных нововведений (в тесном смысле этого слова) было недостаточно: надо |
Реклама: |