|
Х
Р Е С
Т О М
А Т И Я политология под
редакцией профессора М.А. Василика гардаpuku МОСКВА 2000 УДК 32(082.24) ББК66.0 П50 Федеральная программа книгоиздания России Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. П50 М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2000. — 843 с. ISBN 5-8297-0016-6 (в пер.) В хрестоматии приводятся фрагменты из произведений мыслителей разных эпох. стран и народов, позволяющие понять их политические воззрения. Изучение мировой политической классики даст возможность глубже познать проблемы власти, государства, политической культуры и т.д. Издание снабжено развернутым именным словарем-справочником. Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений УДК 32(082.24) ББК66.0 В оформлении переплета использован фрагмент картины X. Йонекура «Предчувствие Второй
мировой войны» (1936) ©
«Гардарики», 1999 ©
«Юристъ». Оформление. 1999 ISBN 5-8297-0016-6 © Василик М.А., Вершинин М.С. составление. 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая хрестоматия по своей структуре соответствует содержанию учебника «Политология» и «Практикума по политологии» под редакцией М.А. Василика (М.: Гардарики, 1999). Ее основное предназначение — дать возможность читателю непосредственно познакомиться с политологическими текстами, углубить с их помощью понимание проблем власти, государства, политической культуры и т.д. Этим задачам и был подчинен отбор материала учебному пособию. Однако с достаточной полнотой и наглядностью представить политическую мысль на протяжении нескольких тысячелетий в сравнительно небольшом по объему издании оказалось непросто. Помимо прочего требовалось, чтобы приведенные фрагменты отражали разнообразные подходы в политической науке и при этом были доступными для понимания. В хрестоматии предпринята попытка выявить роль тех или иных теоретиков в развитии политической мысли. При этом ее составители старались следовать принципу философа Спинозы: «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, — а понимать». Политическая мысль всегда сосредоточена на вечном: природе власти и государства, причинах угнетения и насилия, роли личности и групп, взаимоотношениях человека, общества и государства. Хрестоматия воспроизводит политические воззрения мыслителей разных эпох, стран и народов. Любая современная политическая идея есть плод длительной и сложной эволюции. Чтение мировой политической классики позволит глубже познать мир политики, общество, государство и самих себя. Критерием отбора персоналки в хрестоматии был их вклад в становление и развитие политической науки. Учебное пособие снабжено именным словарем-справочником, включающим характеристику ведущих представителей отечественной и зарубежной политической мысли. Основным критерием отбора произведений (отрывков) послужило наличие в них существенного политологического аспекта независимо оттого, в какой форме он был выражен: религиозной, философской, социологической, художественной и др. 6 ПРЕДИСЛОВИЕ Хрестоматию и справочно-информационные материалы к ней подготовили доктор философских наук, профессор Михаил Алексеевич Василик и кандидат философских наук, доцент Михаил Сергеевич Вершинин. Р а з д е л 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Глава 1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА М.ВЕБЕР Политика
как призвание и профессия [...]
Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и
охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.
[...] Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или
оказании влияния на руководство политическим
союзом, т.е. в наши дни — государством. Но что есть «политический» союз с точки зрения социологического рассуждения? Что есть «государство»? Ведь государство нельзя социологически определить исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т.е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», т.е. в наши дни — государствам, или союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Напротив, дать социологическое определение современного государства можно в конечном счете только исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства — физического насилия. «Всякое государство основано на насилии», — говорил в свое время Троцкий в Брест-Литовске. И это действительно так. Только если бы существовали социальные образования, которым было бы неизвестно насилие как средство, тогда отпало бы понятие «государство», тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать анар- |
Реклама: |