|
Термин "самодержавие" Радищев уже
употребляет только в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках
монарха. Радищев рассматривает самодержавие как
состояние, "наипротивнейшее человеческому естеству". В отличие от Ш.
Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставил знак
равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь,
утверждал он, "первейший... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший
предатель". Он не верил в возможность появления на троне просвещенного
монарха. "Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и
он всеми силами стремится скрыть от народа правду". Радищев критикует и
бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность,
развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание
на особенность российского управления – наличие самостоятельной бюрократии, у
которой отсутствует связь и с монархом, и с народом. Свою позитивную схему Радищев конструирует,
основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и
договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по
мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном
состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это
равенство нарушилось. Подобно Руссо, он считал, что возникновение государства
связано с образованием частной собственности. Государство возникло как
результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а
также защиты слабых и угнетенных. При заключении договора народ является
определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы
согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное
законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном
праве. В том случае, "если закон не имеет основания в естественном
праве", он как закон не существует (не действителен. – Н. 3.), так как основанием права является справедливость, а
не сила. С этих позиций Радищев критикует современное
ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую
несостоятельность. Крепостное право, по его оценке, представляет
собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически
несостоятельно, так как подневольный труд непроизводителен; с ним связано и
нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость,
бессердечие и т. п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение).
Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, и такое состояние
является безнравственным. Радищев обращает внимание на отсутствие в
законах юридического статуса крепостного крестьянина. "Крестьянин в законе
мертв", но по естественному праву он остается свободным человеком, имеющим
право на счастье и самозащиту, и "он будет свободным, если восхощет".
А. Н. Радищев неоднократно подчеркивал, что злом является именно крепостное
право, а не лица, его осуществляющие, и замена "злого" помещика на "доброго"
ничего изменить не может. Противопоставление естественного права существующим
государственным законам привело Радищева к революционным выводам. "Из
мучительства неминуемо рождается вольность, - предрекал он, – а мучительство
достигло в России крайнего предела". Свободы следует ожидать не от
"добрых помещиков", а от непомерной тяжести порабощения, которая
вынуждает народ искать пути своего освобождения. Радищев признает за народом
право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются.
"Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над
ним, какое ему закон над преступниками". В оде "Вольность" он
оправдывает казнь Карла I: "Ликуйте, склепанны народы! Се право мщенное
природы на плаху привело царя". |
Реклама: http://bchk.ru/o-neveste/modnaya-odezhda/168-belyie-i-chernyie-jenskie-rubashki-v-kletku.html |