|
Законодательная власть как собственно
суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться
только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной
власти, то она, "напротив, не может принадлежать всей массе народа как
законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах
частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни,
следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть,
что законами". Исполнительная власть (правительство)
создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве
посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном. В зависимости от того, кому вручена
исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы
правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо
играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления
суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу. В общем виде
Руссо отмечает, что "демократическое Правление наиболее пригодно для малых
Государств, аристократическое – для средних, а монархическое – для
больших". При этом всякое правление посредством законов
Руссо считает республиканским правлением. "Таким образом, – подчеркивает
он, – я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством
законов, каков бы ни был при этом образ управления им". Для поддержания положений общественного
договора и контроля за деятельностью исполнительной власти, по мысли Руссо,
периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить на
голосование в отдельности два вопроса: "Первое: угодно ли суверену
сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить
управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено". Народ, по Руссо, имеет право не только
изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение
и вновь возвратить себе естественную свободу. Руссо различает четыре рода законов:
политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, "наиболее
важные из всех", – "нравы, обычаи и особенно мнение
общественное". При этом он подчеркивает, что к его теме общественного
договора относятся только политические законы. Цель всякой системы законов – свобода и
равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без
равенства. "Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить
равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его". В духе Монтескье и других авторов Руссо
говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов
страны, занятий и нравов народа и т. д. "Кроме правил, общих для всех,
каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым
образом и делает его законы пригодными для него одного". И следует
дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: "Если же
ввести законы преждевременно, то весь труд пропал". С этих позиций он
критикует Петра I за то, что он подверг свой народ "цивилизации чересчур
рано", когда тот "еще не созрел для уставов гражданского
общества"; Петр "хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо
быть начать с того, чтобы создавать русских". Законы – необходимые условия гражданской
ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное,
требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли
в общественном организме. Это "порождает нужду в Законодателе", под
которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики,
права и морали. Законодательную власть Руссо характеризует
как "сердце Государства". "Не законами живо Государство, – пишет
он, – а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной
силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что
суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея
возможность это сделать": |
Реклама: |