|
Взаимопроникновение различных составных моментов
("частей") права, невозможность их "чистого" выделения из
права в целом и резкого обособления подчеркивал и сам Ульпиан. "Цивильное
право, – отмечал он, – не отделяется всецело от естественного права или права
народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него,
то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше
право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни
написаны, другие не написаны". Требования и свойства естественного права
пронизывают не только цивильное право, но и право народов (ius gentium), которое означало право,
общее у всех народов, а также отчасти и право международного общения.
"Право народов, – писал Ульпиан, – это то, которым пользуются народы
человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее
является общим для всех живых существ, а первое – только для людей в их
отношениях между собой". Так обстоит дело и согласно взглядам юриста
Гая. "Все народы, управляемые законами и обычаями, – писал он, –
пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям".
Причем это общее право, называемое им правом народов, в своей основе и по
существу является естественным правом – "правом, которое естественный
разум установил между всеми людьми". Идею взаимосвязи и единства различных
составных моментов и свойств, присущих праву вообще; теоретически точней и
четче, чем Ульпиан и Гай, выразил юрист Павел. "Слово "право", –
пояснял он, – употребляется в нескольких смыслах: во-первых, "право"
означает то, что всегда является справедливым и добрым, каково естественное
право. В другом смысле "право" – это то, что полезно всем или многим
в каком-либо государстве, каково цивильное право. Не менее правильно в нашем
государстве "правом" называется ius honorarium (преторское право)". Важно иметь в виду, что все эти различные
"смыслы" одновременно присутствуют в общем понятии "право"
(ius), Включение римскими юристами естественного
права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда
последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как
справедливом явлении. "Изучающему право, – подчеркивает
Ульпиан, – надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно
получило свое название от
iustitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение) boni (добра) и aequi (равенства и
справедливости)". Понятие aequi (и aequitas) играет существенную роль в правопонимании римских
юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aequum ius (равного и справедливого
права) ius iniquum (праву, не
отвечающему требованиям равной справедливости). Aequitas, будучи
конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила
масштабом для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим
ориентиром в правотворчестве (юристов, преторов, сената, да и других субъектов
правотворчества), максимой при толковании и применении права. "Iustitia (правда,
справедливость), – отмечал Ульпиан, – есть постоянная и непрерывная воля
воздавать каждому свое право". Из такого общего понимания правовой
справедливости Ульпиан выводил следующие, более детальные "предписания
права": "жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять
то, что ему принадлежит". В соответствии с этим и юриспруденцию он
определял как "познание божественных и человеческих дел, знание
справедливого и несправедливого". В целом для правопонимания древнеримских
юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть не только аксиологические
(ценностные) черты права, но и присущие понятию права качества необходимости и
долженствования. Причем оба эти аспекта тесно связаны в определенное единство
справедливого права. |
Реклама: |