|
Постоянное обращение к
"авторитетам" и "классикам" политической и правовой мысли
(большинство которых занимают ключевые позиции также в истории философии,
юриспруденции, этики, социологии и т.д.) диктуется также причинами
общеметодологического и гносеологического характера. Всякая новая теория, как
известно, с внутренней необходимостью вынуждена иметь дело со старыми теориями,
должна опираться на предшествующий теоретический материал, на уже накопленные
знания в данной области исторически развивающегося познания, на исторически
апробированные положения и концепции, на сложившийся понятийный аппарат, приемы
исследований и т.д. Без такой историко-теоретической базы, ее постоянного
обновления и развития также и современные науки о политике, праве и государстве
были бы просто невозможны. Обращение к известным политическим и правовым
идеям и теориям прошлого, соответствующая их интерпретация и т.д. в
значительной мере диктуются и потребностями своеобразного
"самоопределения", выяснения, "кто есть кто" в духовном
пространстве истории, выявления места, характера и профиля той или иной новой
юридической или политологической концепции в исторически сложившейся и
получившей всеобщее научное признание системе учений о политике, государстве,
праве. Большое влияние на характер и направление
соответствующих апелляций к истории политических и правовых идей оказывает
актуальная социально-политическая практика. Нередко подобные трактовки прошлого
носят откровенно фальсификаторский характер. Политическая история XX в. в этом
плане богата выразительными примерами искажения и эксплуатации истории идей с
целью оправдания антинародных политических режимов, агрессивных
внешнеполитических акций, дискредитации идейных и политических противников – со
ссылкой на авторитет Истории и т. п. Знание реальной истории политических и
правовых учений, отвергая подобные фальсификации, содействует лучшему пониманию
как прошлых и современных идей и теорий, так и подлинного содержания и смысла
современных политических и правовых процессов, закономерностей и тенденций их
развития. СодержаниеВведение......................................................................................................................................................................................................................... 2 |
Реклама: |