|
Третья причина, делающая государство,
согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией
господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики,
угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его
коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень
редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности
общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д.
Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности.
Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной
для государства. Конкретное содержание феномена
"диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру
определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство
над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и
интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная
диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на
насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно
выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих,
непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая
"раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было
законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно
на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие
диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами,
никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие
опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым,
современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже
противозаконными социальными установлениями. Оборотная сторона марксистско-ленинской
трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и
оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся
в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов
общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они
способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне
привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся,
народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные
демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В
лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться
использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса. Во времена Ленина ими были; в первую очередь,
институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах.
"Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим
прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме
не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для
богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин
считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией
для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с
эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен
таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и
собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают
имущественно состоятельные люди. Анализируя проблему "государство и
революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук
одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции
как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого
понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает
вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству –
олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно
рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже
готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих
собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную
государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип
государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую
возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную
машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении
марксизма о государстве". |
Реклама: |