|
Тему о власти и об оправданности государства
Бердяев называл "очень русской темой" и соглашался с К. Леонтьевым в
том, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря
татарскому и немецкому элементу. Развивая эту тему в "Истоках и смысле
русского коммунизма" (1937), Бердяев писал, что в русской истории мы видим
"пять разных Россий" – Россию киевскую, Россию татарского периода,
Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую,
советскую Россию. Он считал весьма характерным то обстоятельство, что анархизм
как теория и практика был созданием главным образом русских, а сама
анархическая идеология была по преимуществу создана высшим слоем русского
дворянства – таков был главный и самый крайний анархист Бакунин, таков князь
Кропоткин и религиозный анархист граф Л. Толстой. Зло и грех всякой власти, считал Бердяев,
русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Но может удивлять противоречие между
русской анархичностью и любовью к вольности и русской покорностью государству,
согласием народа служить образованию огромной империи. Возрастание
государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной
стороной русскую вольницу, уход из государства, физический или духовный.
Русский раскол – основное явление русской истории. На почве раскола
образовались анархические течения. То же было в русском сектантстве. Уход из
государства оправдывался тем, что в нем не было правды, торжествовал не
Христос, а антихрист. Русский коммунизм в Советской России, по
оценке Бердяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм
утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада. В
коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда – социальная, раскрытие
возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь – в духовных
основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности
всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в
русском нигилизме. Коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую
идеологию. "Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы
русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа.
Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая
наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная
от лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа.
В этом ее главный смысл". Революционность, по Бердяеву, состоит в
радикальном уничтожении прогнившего, изолгавшегося и дурного прошлого, но
нельзя уничтожить вечноценного, подлинного в прошлом. Так, наиболее ценные
положительные черты русского человека, обнаруженные им в годы революции и
войны, – необыкновенная жертвенность,
выносливость к страданию, дух коммюнотарности (общежительности) – есть
христианские черты, выработанные христианством. Противоположностью такой
революции является, революционная утопия, которая, к сожалению, также имеет
шанс стать реальностью. "Утопии, к несчастью, осуществимы. И, может быть,
настанет время, когда человечество будет ломать голову над тем, как избавиться
от утопий". Последняя мысль пленила известного английского создателя
романов-антиутопий Олдоса Хаксли, который взял ее эпиграфом к роману "Этот
бесстрашный новый мир". Бердяев вошел в историю русской политической
мысли восприемником традиций социально-критической философии, всегда
отличавшейся в лучших своих образцах повышенной чуткостью к болезням века и
своего общественного окружения. В первой половине века Россию многие изучали по
Бердяеву, а его самого называли то апостолом, то пленником свободы, то мятежным
пророком, нетерпимым к раболепию и компромиссам. Он и сам признавался, что всю
свою жизнь вел борьбу за свободу и что все столкновения с людьми и
направлениями происходили у него из-за свободы. |
Реклама: |