|
Общественная деятельность Новгородцева не
ограничилась преподаванием и публицистикой. Он входил в руководство кадетской
партии, избирался депутатом Государственной думы от Екатеринославской губернии.
В эмиграции при содействии чешского правительства создал в Праге Русский
юридический факультет, которым руководил до своей кончины в апреле 1924 г. Он
был признанным главой школы возрожденного естественного права. Его
непосредственными учениками были И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Н.
Алексеев, А. С. Ященко и др. 6. Психологическая теория права Л. И. ПетражицкогоВ начале века крупным научным событием не
только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории
права и государства в связи с теорией нравственности" Льва
Иосифовича Петражицкого (1867–1931). В гносеологическом и
методологическом отношении он следовал началам позитивной философии, но при
этом проявил большую самостоятельность и оригинальность в освещении правовых
явлений и самой природы права. Право определяется и исследуется Петражицким
как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не
игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых
переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях
отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но
главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто
императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и
императивно-атрибутивным характером права. "Императивность" в данном
случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием
долга, обязанности, в то время как "атрибутивность" – это сознание
"своего права", выступающее вовне как притязание. Для нравственности
важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как
для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном
исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в
нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на
неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в
том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев,
влечет оправданные требования принудительного исполнения. Решающее значение атрибутивных элементов в
праве и правовом общении в несколько тяжеловесной, но логически согласованной
форме получило такое обоснование: "Сообразно атрибутивной природе правовых
эмоций импульс в пользу исполнения правового долга имеет характер давления в
пользу того, чтобы другой стороне, управомоченному, было доставлено то, что ему
причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет значение не
само по себе, а как способ и средство достижения этого результата на стороне
управомоченного. Напротив, нравственный импульс имеет характер
непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного поведения
как такового, а не как средства удовлетворения права другого" (Теория
права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. 1909). Одним из важных выводов теории стало
положение о том, что с точки зрения социальных целеполаганий и достижения
твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности,
поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане явно уступает активной
этической мотивации (сознанию правомочности); в этом отношении "та и
другая ветвь человеческой этики" исполняют не просто различные функции,
они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение. Правовой психике,
сообразно ее природе, свойственно двустороннее мотивационное действие –
"наряду с пассивною этическою мотивациею (сознание долга) имеет место
активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно
координированное индивидуальное и массовое поведение. При этом
пассивно-правовая мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние
на поведение". |
Реклама: |