|
Классовая
общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно передает
политической и юридической надстройке качество классовости, в котором заключено два ряда свойств. Один ряд – абстрактные,
общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. К таким
моментам марксизм относит: обусловленность факта существования политической и
юридической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы
государства и права процессами взаимодействия классов, зависимость направлений
и методов деятельности аппарата государства, способов реализации права от
соотношения классовых сил и т. д. Второй – свойства, порождаемые
конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В числе этих
свойств: тип связи законодательной, исполнительной и
судебной властей (если таковые как-то разграничены), принципы построения,
комплектования и функционирования аппарата государства, порядок
нормотворчества, средства обеспечения соблюдения официальных предписаний и т.
п. В марксизме
классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества,
расколотого на антагонистические классы. Ничто сколько-нибудь существенное в
социальной жизни такого общества (тем более линия поведения господствующего
класса, природа государства и права и т. п.) не может быть объяснено и понято
вне контекста классовой борьбы. В
значительной мере из-за нее аппарат государства оказывается учреждением,
легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Выделение и
акцентирование в природе государства его принуждающего начала закономерно для
марксизма. Изображение государства в качестве органа институционализированного насилия "подсказывается" Марксу и
Энгельсу их представлением об истории
цивилизованного общества как процессе, в основном "сотканном" из
антагонизмов, стимулируемом борьбой противоположностей, наполненном стихией
всяческих битв (внешних и внутренних) и проч. Сущность
марксистской политической теории может быть усвоена лишь в том случае, если
будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового
общества, в том числе и того общества, в котором станет господствовать
пролетариат. Фундаментальный характер
идеи пролетарской диктатуры в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается
прежде всего из такой ее оценки самими создателями этого направления
коммунизма. Маркс посчитал нужным указать именно эту идею в качестве сердцевины
тех главных открытий в области социального знания, которые были сделаны лично
им: "Классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата". Тот
факт, что идея диктатуры пролетариата действительно является одной из
центральных в политическом учении марксизма, объективно подтверждается
неизменным ее присутствием в творчестве Маркса и Энгельса. Оба они обращались к
ней, использовали ее на протяжении всей своей практической и теоретической
деятельности. Живым
примером диктатуры рабочего класса была для Маркса и Энгельса Парижская коммуна
(1871). Они высоко ценили ее как рождающуюся систему "управления народа
посредством самого народа". Есть в суждениях Маркса и Энгельса, одобряющих
действия парижских коммунаров по налаживанию новой организации власти, такое,
что не укладывается в систему представлений о демократически-правовом
устройстве государства. С точки зрения Маркса, Коммуна явила собой образец не
парламентарной, а работающей корпорации, одновременно "и
законодательствующей и исполняющей законы". Следовательно, Коммуна
упразднила принцип разделения властей. А это неизбежно ведет к монополизации
власти, которая напрочь исключает правовые формы осуществления "управления
народа посредством самого народа". Идея соединения в одном органе как
законодательной, так и исполнительной властей стала одним из краеугольных
камней большевистской концепции Советов." |
Реклама: |