|
Материальная и духовная автономия человека,
его надежная защищенность законом (в
особенности – правовая защищенность частной собственности) стоят у Констана на
первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в
практически-политическом плане. С его точки зрения, этим ценностям должны быть
подчинены цели и устройство государства. Естественным ему кажется такой порядок
организации политической жизни, при котором институты государства образуют
пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав
личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает
собой систему сложившихся в стране различных коллективов (союзов) людей. Констан уверен: люди, будучи свободными, в
состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за
счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной
силы обеспечить себе достойное существование. Руководствуясь этими
представлениями, Констан серьезно корректирует руссоистский тезис о
необходимости всемогущества народного суверенитета. Его границы должны
кончаться там, где начинается "независимость частного лица и собственная
жизнь" этого лица. Наличие подобных рамок превращает сдерживание власти и
контроль над ней в краеугольные принципы политико-институционального устройства
общества. Однако Констан отнюдь не принадлежит к тем
либералам, которые хотят, чтобы государство вообще было слабым, чтобы его
оказывалось как можно меньше. Он настаивает на ином: на жестком определении
конкретной меры социальной полезности институтов власти, на точном установлении
пределов их компетенции. Эти же самые процедуры, по сути дела, очерчивают как
нужный обществу объем государственной власти, так и необходимое количество (и
качество) требуемых государству прав. Недопустимо ослаблять силу того
государства, которое действует сообразно указанным прерогативам: "Не
нужно, чтобы правительство выходило из своей сферы, но власть его в своей
области должна быть неограниченной". Политическим идеалом Констана никогда
не было государство пассивное и маломощное. Современное государство должно быть по форме,
как полагал Констан, конституционной монархией. Предпочтение
конституционно-монархическому устройству отдается не случайно. В лице
конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану,
"нейтральную власть". Она – вне трех “классических” властей
(законодательной, исполнительной, судебной), независима от них и потому
способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную
деятельность. "Король вполне заинтересован в том, чтобы ни одна власть не
ниспровергала другой, а напротив, чтобы они взаимно поддерживали друг друга и
действовали в согласии и гармонии". Идея королевской власти как власти
нейтральной, регулятивной и арбитражной – попытка вписать соответствующим
образом модернизированный институт монархии в устройство правовой
государственности. Наряду с институтами государственной власти,
контролируемыми обществом, и общественным мнением, опирающимся на свободу
печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право. Это –
неколебимая позиция Констана. Право противостоит произволу во всех его ипостасях.
Правовые формы суть "ангелы-хранители человеческого общества",
"единственно возможная основа отношений между людьми".
Фундаментальное значение права как способа бытия социальности превращает
соблюдение права в центральную задачу деятельности политических
институтов. Обеспечить индивидуальную свободу всеми
правомерными средствами для ее полнокровного осуществления и прочной защиты
стремился и знаменитый соотечественник Констана, его младший современник Алексис де Токвиль (1805–1859). Политическая концепция
Токвиля сложилась в изрядной степени под влиянием идей Констана, взглядов еще
одного видного французского либерала – Пьера Руайе-Коллара. Немалую роль в ее
формировании сыграл выдающийся историк
Франсуа Гизо, лекции которого Токвиль слушал в молодые годы. Две яркие работы
Токвиля "О демократии в Америке" и "Старый режим и
революция" создали ему авторитетное имя в науке о политике и
государстве. |
Реклама: |