|
Государственное устройство – федеративное:
вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них
учреждается областное управление. В основу деления России на державы положены
исторические, экономические и географические характеристики. Конституция Муравьева предусматривает также
организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям
"вручается хозяйственная и административная власть". Судебная (Судная) власть отделена от
административной и осуществляется централизованной и довольно сложной системой
судебных органов. В уездах действуют совестные суды. Все предусмотренные Конституцией Муравьева
гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Пестелевский
проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе,
Муравьев осуждал. "Весь план Пестеля, – писал он, – был противен моему
рассудку и образу мыслей". Муравьев называл его "варварским и
противным нравственности". Особенно он критиковал организацию Временного
Верховного правления, в котором он усматривал опасность установления
революционной диктатуры. 3. Политические идеи П. Я. ЧаадаеваВ 30-е гг. важным событием стали
"Философские письма" Чаадаева и полемика между славянофилами и
западниками. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
был одно время участником "Союза благоденствия", однако по оставлении
воинской службы под воздействием углубленных занятий философией (вначале за
границей, затем у себя дома) он радикально пересмотрел свое отношение к
способам достижения общего блага. Чаадаев -– адресат оптимистического
стихотворного послания А. С. Пушкина "Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного
счастья...", и он же превратился со временем в носителя пессимистических
взглядов на историю своей родины. Занятия по выработке и формулированию нового
мировоззрения потребовали значительных усилий; результатом их стали восемь
"Философических писем", написанных в течение 4-летнего
затворничества. После публикации первого письма в 1836 г. его автор был
объявлен сумасшедшим и подвергнут медицинскому надзору и домашнему аресту.
Впоследствии он принимал активное участие в полемике западников и славянофилов
и оказал сильное влияние на ход и содержание этой полемики. Истолкование особенностей русской истории
проникнуто у Чаадаева сочетанием теологических и прогрессистских мотивов и
аргументов. Главную причину отсталости и застойного существования России он увидел
в отсутствии связи между этапами ее истории, а также в отсутствии прогрессивных
социальных и культурных традиций. Все это превращало Россию в общество без
дисциплины форм, в частности дисциплины логики, права, социальных условностей.
В сравнении с римско-католической семьей народов Россия как бы отпала от
человеческого рода. В ней мало что знают об идеях "долга, справедливости,
права, порядка". Христианство пришло сюда из Византии, которая только что
была отторгнута от всемирного братства европейских народов. Россия оказалась
непричастной к этому чудотворному источнику и сделалась жертвой монгольского
завоевания. После освобождения та же изолированность мешала воспользоваться
идеями, возникшими за это время у западных соседей, и вместо этого мы попали под
еще более жестокое рабство крепостной зависимости. В то время как весь мир
перестраивался заново, мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги,
сложенные из бревен и соломы. "Словом, новые судьбы человеческого рода
совершались помимо нас". После критики славянофилами его нелестного
отзыва о рабстве на Московской Руси, после обвинений консерваторов в
презрительном антипатриотизме Чаадаев признает факт "преувеличения",
но с большим достоинством ("Я не научился любить свою родину с закрытыми
глазами...") отвергает нападки на избранный способ высказывания
патриотических чувств. В "Апологии сумасшедшего" (1837) в этой связи
было сказано: "С жизнью народов бывает почти то же, что с жизнью отдельных
людей. Всякий человек живет, но только человек гениальный или поставленный в
какие-нибудь особенные условия имеет настоящую историю... Настоящая история
народа начнется лишь с того дня, когда он проникнется идеей, которая ему
доверена и которую он призван осуществить, и когда начнет выполнять ее с тем
настойчивым, хотя и скрытым, инстинктом, который ведет народы к их
предназначению. Вот момент, который я всеми силами моего сердца призываю для
моей родины..." |
Реклама: |