|
* Конфуций
(551–479 до н.э.) – знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный
реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного
устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам – носителям высшего
знания и добродетели. ** Аскетизм –
религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением плоти и воздержанием от
всего потакающего личным удовольствиям и радостям. *** Архетип –
скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом
влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выбор. **** Сартр Ж.-П.
(1905-1980) -французский философ и писатель, представитель атеистического
экзистенциализма – философии существования, обучающей тому, как вырваться из
плена необходимости и противопоставить давлению обстоятельств нашу решимость и
нашу свободу. В конце жизни сблизился с молодежным движением «новых левых» и
другими диссидентами Запада. ***** Сенгор Леопольд (1906-1987) - бывший президент Сенегала, один из создателей
«негритюда» – теории, противопоставляющей африканский природно-художественный и
аффективный тип личности европейскому рассудочно-логическому типу. ****** Витальный –
относящийся к жизни, к органическому началу, к биологическим стихиям. Орфическим потенциалом также заряжена и латиноамериканская культура, повседневность которой пронизана мифом. Об этом свидетельствуют не только романы Ж. Амаду, но и рафинированная поэтика Г. Маркеса. Нет, это не аскетика Востока, не воздержание от волюнтаристских импровизаций, это форма альтернативного активизма, в котором художественный гений довлеет над инженерно-конструктивистским гением Запада. Целью этого активизма является не прикладная польза, а полнота самовыражения. Если определение «человек играющий» звучит метафорическим преувеличением по отношению к западной «цивилизации досуга», то применительно к латиноамериканской поэтике повседневности оно выглядит вполне уместным. Данная поэтика выходит за пределы декоративных орнаментировок суровой повседневности. Она представляет собой способ восстановления прерванной связи социального и природного начал, своего рода реставрированный магической техникой, приобщающей человека к великому карнавалу живого играющего Космоса. Свое место в этом альтернативном универсуме грядущего, несомненно, занимает и Россия. Циклы российской истории – то же чередование западно-восточных фаз, только в отличие от цивилизаций Востока это чередование является внутренней судьбой России, продуцируясь изнутри. Россия – хартленд*, центральное место планеты, не только в геополитическом смысле, но и в историософском. Здесь находятся стяжки не только мирового западно-восточного пространства, но и формаци-онного времени. * Хартленд (от англ. Heartland)
– разработанное
в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты,
овладение которым открывает возможность господствовать над миром. Согласно нашей гипотезе, формационные сдвиги связаны с гетерогенной* западно-восточной структурой человечества. Каждый формационный сдвиг – это смена доминанты: западной на восточную или восточной на западную. Каждое из «полушарий» человечества содержит и западные, и восточные импульсы, различаясь лишь соответствующими доминантами. Внутренняя цивилизационная преемственность определяется устойчивостью доминанты. В то же время единство мировой истории предопределяется тем, что в каждой из ее чередующихся фаз – восточной или западной – соответствующая доминанта захватывает и противоположную сторону: в пей резко усиливаются позиции адептов «чужого» принципа. * Гетерогенный – разнородный, состоящий из качественно
различных начал. В России же как гетерогенной западно-восточной стране, эпохи формациоппых переходов раскалывают население на две практически равновеликие части. Этим объясняется ожесточенность происходящих в ней реформационно-революционных процессов. Россия – восточная страна по своей структуре, в ней преобладает не индивидно-номиналистическое, а соборное* начало. Но в мотивационном отношении она приобщена к западному прометеизму**, ее увлекают вселенские проекты «фаустовской» культуры. На Востоке ее воспринимают полпредом Запада, на Западе – носителем восточных начал. Эта неусыновленность России ни в одной из цивилизационных ниш делает ее существование рисковым, а историческую судьбу – драматичной. |
Реклама: |