|
Харизма (греч. — божественный дар, благодать) — термин введен в
социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем и М. Вебером.
Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной
личности, способной внушить веру и энтузиазм массам. Хартленд (от англ. heartland) — разработанное
в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты,
овладение которым открывает возможность господствовать над миром. Центризм — политическая установка на то, чтобы избегать крайностей
левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных
политических сил на основе реформистской умеренности. Чикагская школа — течения в социологии (20-30-х годов) и в экономической
науке (60-80-Х годов), связанные с Чикагским университетом. Сегодня имеется в
виду именно экономическое направление (М. Фридман, Г. Бэккер, Дж. Мут),
включающее монетаризм (концепцию «дорогих» денег, т.е. ограничение денежной
эмиссии и удорожание или ограничение всех видов денежного кредита) и «экономику
предложения» — предпринимательской активности — путем снижения налогов,
поощрения инвестиций, устранения преград, мешающих свободной конкуренции. Эвристика — отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения
различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать процесс познания. Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных. Экзотерический — явный, открытый, предназначаемый для общего пользования. «Экспроприация экспроприаторов» — ставшее крылатым выражение К. Маркса,
означающее изъятие собственности у буржуазии, в свое время
изъявшей ее у народа. Экоцид — убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы
жизни. Экономикоцентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром
общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные
характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли
других факторов: моральных, культурных, политических и т. п. Экуменизм — движение за объединение церквей. Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а
не на умозрительные концепции и поспешные обобщения. Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность
экзогенному — вызванному внешними влияниями). Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и означающее
характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видов энергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс
возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния. Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложилась идея
общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного
переустройства общества. Все докапиталистические порядки были
объявлены пережитками. Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и
человечества, о конце света и Страшном суде. Этатизм — превознесение государства как высшей ценности,
стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной
жизни. Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением
сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями
(христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры,
связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала. ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 3 О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ......................................................................... 3 Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗАПАДЕ........................ 12 ГЛАВА 1. Политика как разновидность технологии.................................................... 13 ГЛАВА II. Политика как игра с заранее не заданным результатом..................... 22 ГЛАВА III. Атомарно-номиналистический принцип и представительская демократия.................................................................................................................................................. 35 ГЛАВА IV. Принцип разделения власти................................................................................. 51 ГЛАВА V. Системно-функциональный принцип.............................................................. 56 ГЛАВА VI. Принцип отделения ценностей от интересов......................................... 68 ГЛАВА VII. Принцип «открытого общества»....................................................................... 74 Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ВОСТОКЕ..................... 89 ГЛАВА 1. Принцип воздержания от волюнтаристской активности................ 90 ГЛАВА II. Теократический принцип........................................................................................ 102 ГЛАВА III. Принцип уравнительной справедливости Консенсус служилого государства............................................................................................................................................. 117 ГЛАВА IV. Принцип священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом............................................................................................................... 124 Словарь использованных терминов................................................................................ 140 Учебное издание Александр Сергеевич Панарин ПОЛИТОЛОГИЯ Западная и Восточная традиции Учебник для высших учебных заведений Корректор Иванова Н.В. Художник Орлова М.О. Компьютерная верстка Билак О.М. ЛР № 065329 от 06.08.97 Подп. в печать 09.06.2000. Формат 60х881/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Peterburg». Печать офсетная. Объем 20 печ. л. Тираж 3000 экз. Заказ № 6160 000 «Книжный дом «Университет», 117234, г.
Москва, Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4. Отпечатано в ГИПП "Янтарный сказ", 236000, г. Калининград, ул. К. Маркса, 18 |
Реклама: |