|
Немецкая историческая школа — философско-историческое направление (30-40-е годы XIX
века) близкое немецкому романтизму. Отстаивало органичность исторического
процесса и неповторимую индивидуальность его национальных проявлений в противовес
установкам эпохи Просвещения (XVIII век) на универсальные схемы развития. Неконсервативная волна — идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе
на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство
во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов
классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском
СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в «холодной
войне». Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии,
связанное с пересмотром концепции 3. Фрейда в духе реабилитации человеческого
подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив,
в конликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней).
Неофрейдизм дополняет марксистскую концепцию социально-экономического
отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общество»
посягает на нашу чувственность). Нобили (от фр. noblesse) — благородное
сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе — то же самое, что
истеблишмент — правящие круги общества. Номинализм — течение в западной философской и социологической мысли,
рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к
коллективному интересу, общественному благу и другим надиндивидуальным уровням,
— «пустыми». Противоположная позиция — реализм,
настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не
номинально). Нонконформизм — психологическая и социокультурная установка на
несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом. Онтология — философское учение о бытии (в отличии от гносеологии —
учения о нашем познании). «Открытое общество» — понятие, предложенное англо-немецким философом Карлом
Поппером (1902- 1985) для обозначения либерально-демократических обществ в
отличие от «закрытых» — авторитарных. Это понятие сегодня получает разные
акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных
барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает
их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и
идеологической сферах — об устранении разного рода цензуры, а также ограничений
на пути экспорта западной массовой культуры. Ориентализация — уподобление Востоку, усиление восточных компонентов
политики и культуры. Парадигма — устоявшиеся образец или модель,
создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в
определенном свете или исследовать их в
соответствующем методологическом ключе. Патернализм — установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на
все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как
благонамеренный опекун народа. Патронимия — община родственников вместе с работниками и слугами
выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фискальном отношении. Перцепиент (от слова перцепция — чувственное
восприятие) — в теории коммуникации — воспринимающая сторона, тот, кто
принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы. Плюрализм — социально-философская и политическая позиция, согласно
которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций,
интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно. Постиндустриальное общество — понятие, означающее общественный порядок,
приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д. Белл, Ж.
Фурастье) связывают его со сферой услуг (в отличие от промышленной экономики
предыдущего типа), другие (Г. Бэккер, А. Турен) — с интеллектуальной сферой
(наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в
отличие от промышленных инвестиций; третьи — с постэкономическим человеком,
ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности
качества жизни. |
Реклама: |