|
3) обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией; 4) предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями и глобальные войны; 5) ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских государств; \ 6) приостановить свертывание западной военной мощи и обеспечить военное превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии; 7) использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран; 8) поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях; 9) усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты». Данные рекомендации являются, по сути, краткой и емкой формулировкой доктрины неоатлантизма. С точки зрения чистой геополитики это означает точное следование принципам Мэхэна и Спикмена, причем акцент, который Хантингтон ставит на культуре и цивилизационных различиях как важнейших геополитических факторах, указывает на его причастность к классической школе геополитики, восходящей к органицистской философии, для которой изначально было свойственно рассматривать социальные структуры и государства не как механические или чисто идеологические образования, но как «формы жизни». В качестве наиболее вероятных противников Запада Хантингтон указывает Китай и исламские государства (Иран, Ирак, Ливия и т.д.). В этом сказывается прямое влияние доктрин Мейнига и Кирка, считавших, что ориентация стран «береговых зон» — а «конфуцианская» и исламская цивилизации геополитически принадлежат преимущественно именно к этим зонам — важнее, чем позиция хартленда. Поэтому в отличие от других представителей неоатлантизма — в частности, Пола Вольфовица — Хантингтон видит главную угрозу отнюдь не в геополитическом возрождении России-Евразии, хартленда или какого-то нового евразийского континентального образования. В докладе же американца Пола Вольфовица (советника по делам безопасности)
правительству США в марте Мондиализм Становление США сверхдержавой и выход на последний этап,
предшествующий окончательной «планетарной гегемонии талассократии», заставил
американских геополитиков рассматривать совершенно новую геополитическую
модель, в которой участвовали не две основные силы, а только одна. Причем в
принципе существовало два варианта развития событий — либо окончательный
выигрыш Западом геополитической дуэли с Востоком, либо конвергенция двух
идеологических лагерей в нечто единое и установление «мирового правительства»
(этот проект получил название «мондиализм» — от французского monde — мир). В обоих случаях
требовалось новое геополитическое осмысление этого возможного исхода истории.
Такая ситуация вызвала к жизни особое направление в геополитике — геополитику
мондиализма. Иначе эта теория известна как доктрина «нового мирового порядка».
Она разрабатывалась американский геополитиками начиная с 70-х гг., а впервые во
всеуслышание о ней было заявлено президентом США Джорджем Бушем во время войны
в Персидском заливе в Концепция мондиализма возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне. Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к «униформному миру». Истоки этой идеи можно разглядеть в некоторых утопических и хилиастических движениях, восходящих к средневековью и далее к глубокой древности. В ее основе лежит представление, что в какой-то кульминационный момент истории все народы земли соберутся в едином Царстве, которое не будет более знать противоречий, трагедий, конфликтов и проблем, свойственных обычной земной истории. Помимо чисто мистической версии мондиалистской утопии существовали и ее рационалистические версии, одной из которых можно считать учение о «Третьей эре» позитивиста Огюста Конта (1798—1857) или гуманистическую эсхатологию Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781). |
Реклама: |