!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

 

2. Массовые политические коммуникации

 

Сущность и особенности массовых политических коммуникаций

 

Различные уровни информационно-коммуникативных связей имеют свои особенности воплощения в зависи­мости от того, осуществляется они в процессе межличностного общения, групповой или массовой коммуникации. В каждом из этих процессов действующие субъекты по-особому формируют и выявляют свои позиции, организуют техничес­кие каналы и структуры обмена сообщениями, создают факторы, повышающие идейную эффективность распространяемых позиций.

Первостепенное значение для политики имеют массовые инфор­мационно-коммуникационные процессы. На этом уровне организа­ции информационных отношений прежде всего действуют полити­ческие агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят: официальные институты государства (представленные их лидерами и руководите­лями,. а также информационными отделами по связям с обществен­ностью); государственные (национальные) средства массовой инфор­мации (СМИ); независимые и оппозиционные СМИ; корпоратив­ные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.); зару­бежные СМИ.

Взаимодействие данных агентов в основном и формирует инфор­мационный рынок, на котором каждый из них осуществляет соб­ственные политические стратегии, подчиненные достижению своих интересов в сфере власти. Все это разнообразие используемых поли­тическими агентами приемов и способов информирования и нала­живания коммуникаций со своими контрагентами можно в основ­ном свести к двум типам действий в информационном пространстве: мобилизационным, включающим агитацию и пропаганду, и маркетинговым, представленным методами паблик рилейшнз, или PR, a также политической рекламой.

Эти способы информационного взаимодействия характеризуют крайне противоположные методы поведения субъектов в информа­ционном пространстве. Так, агитация и пропаганда представляют со­бой способы информационного контроля за людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности. Бель­гийский ученый Г. Товерон считает, что пропаганда не предлагает людям возможности выбора, навязывает им определенные измене­ния мыслей, веры, поведения. По мысли Геббельса, пропагандистс­кое воздействие является инструментом «социального контроля», подразумевающим не переубеждение людей, а привлечение сторон­ников и строгое обеспечение подчинения их действий. Схема такого информационного взаимодействия: «коммуникатор сказал – реципиент сделал». Классические примеры крайне одностороннего исполь­зования подобных методов информирования общественности дали тоталитарные режимы, следовавшие по пути обезличивания челове­ка и огосударствления его сознания.

Реклама:
Ищите снегоходы BRP? Заходите к нам!

В принципе без использования агитационно-пропагандистских способов воздействия на общественное мнение не может обойтись ни одно государство, ни один политический субъект, заинтересо­ванный в расширении социальной поддержки своих целей относи­тельно власти. Однако использование данных форм поведения на ин­формационном рынке неизменно несет в себе угрозу качественного видоизменения как информационных, так и коммуникативных про­цессов. Так, стремление к систематическому контролю за сознанием и поведением граждан неразрывно связано с постоянным манипули­рованием массовым сознанием, использованием нечестных трюков и прямого обмана населения, что неизбежно приводит к замене ин­формации дезинформацией. И если, к примеру, использование при­емов умолчания и пристрастного комментирования событий, рас­считанных на то, чтобы обыграть политических соперников, или не­полное ознакомление общественности с задачами своей политики имеют для большинства государств частичный характер, то в дея­тельности авторитарных и тоталитарных режимов массовое распрос­транение дезинформации ведет к качественному перерождению ин­формационного пространства. По сути дела за счет использования подобных приемов эти режимы полностью игнорируют ответную ре­акцию населения, рассматривая свои информационные отношения с ним в качестве дополнения к политике силового давления на об­щество и полному сокрытию истинных целей своего правления.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz