|
Итак, логика объективного процесса возвышения и собирательной роли Московского государства вместе с заключением брака Ивана III с Софьей Палеолог привела к «политической демонстрации» (выражение Ключевского) Москвы наследницей Константинополя (Второго Рима). Москва провозглашается Третьим Римом — последним и вечным царством всего православного мира. Панправославное мессианство, покровительство единоверным народам получило яркое выражение в послании игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея, в котором он писал, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». В своих посланиях Филофей «подчеркивает ту мысль, что политическое падение православных царств связано с их религиозною изменою и что политическое господство Москвы есть следствие ее религиозной непоколебимости» [Лосский, 1990, кн. 2, с. 41J. 146 2. Обзор российской геополитической мысли Филофей писал, что прежде существовало два мировых христианских центра: сначала Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», затем Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя в 1439 г. па унию с католической церковью. Следствием этого, по Филофею, было падение Византии, завоеванной турками. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, стала мировым христианским центром. Безусловно, в этой идее содержится геополитический элемент, заключающийся в обосновании панправославпого значения Русского государства. В то же время в посланиях Филофся «воплотилось враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной нетерпимости, стремление к безусловной незыблемости существующих порядков, освящаемых тезисом о «богоизбранном» царстве, принципиальное неприятие чего-либо в идеологии и общественной жизни. Этот тезис был одним из наиболее законченных проявлений церковного консерватизма и реакционности» |Русское православие, 1989, с. 104|. В XIX в., когда многие православные народы — сербы, болгары, греки, румыны — начали активное освобождение от Османской империи, в России вновь значительно распространилась мессианская панправослав-ная идея, связанная с внешней политикой России по поддержке и прямому освобождению православных на Балканах. 2.3. Западничество и славянофильство В последующей истории России зарождались и развивались идейно-философские течения, так или иначе связанные с геополитическими интересами России. Философ и богослов В. В. Зеньковс-кий считал, что после Великой Французской революции и войны 1812 г. в России началось осмысление ее взаимоотношений с Европой. Эти два события он считал главной причиной возникновения западничества и славянофильства — двух противостоящих течений русской мысли. Крымская война, поразившая, по словам Зеньковского, русское самосознание глубокой ненавистью Запада к славянству, ознаменовала собой разрыв русского духа с буржуазной Европой. Резкая борьба между двумя лагерями началась с 1840-х годов. В. В. Зеньковский отмечал, что с этого времени «славянофилы стали, если угодно, антизападниками» [Зеньковский, 1997, с. 38]. Ядро западников составляли преимущественно петербуржцы: А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Н. В. Станкевич, Н. П. Огарев, П. В. Анненков, к ним также примыкали В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, переводчик Шекспира Н. X. Кетчер и др. Русский философ Н. Лосский 147 10 Раздел I. Геополитика относил к западникам и П. Я. Чаадаева, призывавшего сменить православие в России на католичество. Славянофилы — движение патриотическое и наследующее идеи декабристов, жили преимущественно в Москве. Среди них выделялись А. С. Хомяков, братья //. В. и П. В. Киреевские, братья К. С и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. И у западников и у славянофилов во главе угла стояла проблема российской идентичности и путей развития страны. Западники считали, что развитие России необходимо рассматривать в контексте развития общечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, где наиболее полно и успешно осуществляются принципы прогресса и свободы. |
Реклама: |