|
Ж. Готтманн говорит о циркуляции иконографии, т.е. о взаимном влиянии региональных иконографии. Иконография со време- 86 1. Историография зарубежной геополитической мысли нем может также отрываться от той реальной почвы, которая ее породила много веков или даже тысячелетий назад, и воспроизводиться инерционно. Ученый приводит множество примеров «функционирования системы символов». Среди них пример англичан в Новой Зеландии, обустроивших страну по готовому образцу, а также русских, осваивавших Сибирь и Дальний Восток и принесших туда свой образ жизни, свою систему символов. Сила иконографии как фактора, дифференцирующего пространство, заключается в том, что это духовное явление, обладающее большой психологической инертностью, очень слабо поддающееся трансформации. Поэтому, считает Готтманн, политическое единство или разобщенность уходят своими корнями в сферу духа, самосознания, что он называл «психосоматикой территории». Политические рубежи, говорил он, определяются в первую очередь действием духовных факторов, а не формами земной поверхности. Центральная проблема политической географии и геополитики, по Готтманну, — это проблема взаимодействия между «circulation» и «iconographie». Циркуляция развивается последовательно и инертно в соответствии с конфигурацией коммуникационной сети, которая достаточно стабильна и изменяется благодаря прогрессу на транспорте и в связи или в результате изменений в географии центров человеческой деятельности. На коммуникационных перекрестках возникают центры контактов, обменов, трансформаций. Эти центры — города — вырабатывают из всего разнообразия влияний локальную иконографию. Затем город, превращаясь в политический или административный центр, притягивает и организует близлежащее пространство. Процесс расширяется и приводит к синтезу локальных иконографии в более широкие пространственные системы символов. В этом и заключается механизм формирования районов, государств, цивилизаций. Этот процесс не был линейным. Например, на смену большим империям приходила региональная обособленность. 1 А. Ревизионистские геополитические западные теории В период и после Второй мировой войны развивалась преимущественно американская геополитическая мысль. Резкое доминиро- 87 Раздел I. Геополитика вание США в мировой экономике означало, как предсказывал Ха-усхофер, их экспансию за пределы Западного полушария. Нужно сказать, что геополитическая история США со времен Первой мировой войны — это история осознания и практического воплощения идеи гегемонии в Евразии. 3. Бжезинский оценивает США как первого в мире полноценного гегемона, поскольку только США за всю историю удалось осуществить гегемонию над Европой. Теперь же, после «холодной войны», задача США состоит в контроле над всей Евразией как ключевой геополитической ареной. В книге «Великая шахматная доска» (1998) Бжезинский писал: «Сегодня геополитический вопрос более не сводится к тому, какая часть Евразии является отправной точкой для господства над континентом, или к тому, что важнее: власть на суше или на море. Геополитика продвинулась от регионального мышления к глобальному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства» [Бжезинский, 1998, с. 53]. Либеральный интернационализм К первому ревизионисту в геопо-в сочетании с «Realpolitik» литике нашего столетия с некото- в работах И. Боумена рОИ долей условности можно отне- сти американского географа Исайю Боумена (1878—1950), у которого в книге «Новый мир» (1921), как пишет П. Тейлор, реализм старого стиля исключен из географии [Taylor, 1993]. Эта книга создавалась под влиянием известных «Четырнадцати пунктов» Вильсона, которые внимательно изучил Бо-умен (хотя нельзя исключать обратного — влияния Боумена на Вильсона, что облегчалось его служебным положением — Боумен был директором Совета внешних сношений {Council on Foreign Relations) с 1917 по 1950 г.). Это было изложение представлений о философии власти в мировом геополитическом пространстве, вытекающее из идеи либерального интернационализма президента Вильсона. |
Реклама: |