|
439 Раздел П. Политическая география в которые не только ограничивается доступ посторонних (например, нельзя въезжать на джипах), но регламентируются многие аспекты повседневной жизни. Их жители выступают резко против каких-либо проектов, не связанных с обслуживанием их непосредственных нужд — от промьшгленньгх предприятий до торговых центров. Побеждает психология NIMBY — «not in ту backyard'» («только не на моем дворе!»). Людей все чаше волнует, что делается в их квартале (neighborhood), а до города в целом с его сложными проблемами, бедными и бездомными, автомобильными пробками и неадекватной инфраструктурой им мало дела. Этому же способствуют сдвиги в технологиях предоставления традиционных муниципальный: услуг, их передача частному сектору. Другой стороной медали является рост интереса обитателей изолированных общин к деятельности низовой административной единицы (более активное участие в выборах и т.п.); рост этнического и регионального самосознания и усиление региональной идентичности часто в ущерб национальной (государственной), способствующей регионализации. Пересмотр всего комплекса отношений между человеком и местной администрацией. Правам личности все чаще отдается приоритет е сравнении с интересами территориальной общности, Потребности людей растут и, что особенно важно, постоянно диверсифицируются. Органы власти на разных уровнях, как правило, неспособны быстро и адекватно реагировать на изменения в потребностях. В эпоху «государства всеобщего благосостояния» на Западе и при социализме в Центральной и Восточной Европе они взвалили на себя ответственность за многие сферы жизни общества, и бремя расходов оказалось чаще всего непосильным. Социальные программы и деятельность коммунальных служб приносились в жертву интересам политиков и партий, падала их эффективность. Ныне предполагается, что слишком сильная финансовая зависимость местного самоуправления от центральной власти, с одной стороны, и людей от государственных органов — с другой, подавляет местную и частную инициативу, общественную самоорганизацию (низовую демократию). В деятельности местного самоуправления, в частности городах, упор переносится от прямого контроля над деятельностью разных коммунальных служб на создание необходимых условий для проявления частной или групповой инициативы в соответствующих сферах и регулирование рынка услуг. Это создает предпосылки для уменьшения занятых в управлении и роли местных властей 440 4. География административно-территориального деления.. вообще и опять-таки повышает жизнеспособность, казалось бы, раньше обреченных мелких коммун. Таким образом, суть проблемы адаптации АТД к социальным изменениям заключается в том, что пространство деятельности людей в ходе быстрого технологического прогресса непрерывно меняется Это касается всех его пространственно-временных циклов — ежедневных (поездки на работу), еженедельных (проведение уикэнда, поездки во второе жилище), жизненных (переезды, связанные с изменениями в семейном положении) и др. Имея в виду возрастающую роль телекоммуникаций, американский географ Б. Берриназвал наше время эпохой телемобильности. Следовательно, модифицируется территориальность людей— самоидентификация с конкретным местом жительства, населенным пунктом, районом, их заинтересованность в местном самоуправлении. Пространство деятельности, в котором протекают процессы социализации, социального воспроизводства людей, в котором они выступают как потребители товаров, услуг, городской среды, — это и есть территориальная основа демократического участия в управлении. Система административных границ, унаследованных от прошлых исторических эпох или созданных на основе технических и бюрократических критериев оптимального административного районирования, отстает от технологических и социальных изменений — они либо гораздо уже пространства деятельности (как в крупных городах в период субурбанизации), либо шире его. В этом состоит определенная угроза демократии, социальной устойчивости общества |
Реклама: |