!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

431

Раздел П. Политическая география

Реальные границы и административная раздробленность агломерации Стокгольма.

432

4. География административно-территориального деления.,.

ние их эффективности из-за недостаточных масштабов и ограничения радиуса действия, отсутствия общегородского планирования и координации. Из-за этого, в свою очередь, углублялись различия в уровне обеспечения населения городскими службами и их качестве, нарушался баланс между потребностями населения и финансовой базой муниципалитета.

Кроме того, уровень обеспечения населения коммунальными услугами зависит и от того, какие политические силы находятся у власти в каждом муниципалитете, какие отношения они поддерживают с соседями, граничит ли муниципалитет с крупным или малым территориальным образованием (если с крупным, то можно подключиться к его сетям, если с малыми приходится создавать свои). Социал-демократы и в целом левые силы были (во всяком случае, в теории) более склонны увеличивать расходы на социальные нужды, субсидировать услуги для более бедной части населения, тогда как либералы — вкладывать средства в инфраструктуру. Таким образом, и в чисто политической сфере, казалось бы, подтверждалось правило — чем больше административных единиц, тем более глубоки социальные различия.

На деле, однако, все оказывалось сложнее. Группа британских географов провела тщательное исследование зависимости бюджетных расходов английских муниципалитетов от партийного контроля над муниципалитетами, устранив при этом влияние других многочисленных факторов (демографической и социальной структуры населения и его доходов и др.). Оказалось, что рамки, в которыхмуниципалитет может маневрировать средствами, чрезвычайно узки: львиную долю занимают расходы, которые практически не поддаются урезанию или объективно необходимы (ремонт школ, окончание ранее начатого строительства, выплата долговых обязательств и т.п.). Исследование показало, что победа консерваторов или лейбористов на местных выборах почти не оказывает влияния на расходы муниципалитетов на душу населения. Однако более тонкий анализ статей расходов может обнаруживать различия в распределении средств. Даже небольшие различия в нем подчас имеют значительный социальный эффект. Лейбористские муниципалитеты больше расходовали на жилье и образование, чем те, что находились под контролем консерваторов.

Как бы то ни было, в эпоху субурбанизации уже упомянутый «эффект размазывания» дополнился новыми аспектами: жители зажиточных пригородов, работающие в центральном ядре агломерации, превратились для его властей в богатых нахлебников, по-

433

28 - 2559

Раздел II Политическая география

скольку пользовались всеми благами, оплачиваемыми муниципалитетом, не компенсируя это своими налогами Правда, поездки жителей пригородов в центр способствуют росту оборота расположенных там предприятий торговли и сферы услуг, а тем самым и росту взимаемых городскими властями налогов Тем не менее, по подсчетам американских специалистов, каждый житель пригородов, приезжающий на работу в Нью-Йорк, «стоил» его муниципалитету ежегодно 21 тыс долларов, а в Вашингтоне — 23 тыс (Шоми-на, 1986]

Не избежала подобных проблем и Западная Европа Агломерация Брюсселя расположена в трех районах, фактически превратившихся в субъекты федерации, — двуязычном районе Брюссель, состоящем из 19 коммун и охватывающем историческое ядро города, Фландрии и Валлонии Более половины занятых в районе Брюссель ежедневно приезжают из-за его пределов

Население Брюсселя долгое время сокращалось за счет выезда в пригороды наиболее состоятельной его части, в том числе многочисленных чиновников, занятых в руководящих органах Европейского Союза и НАТО В столице концентрируются мигранты (их доля возросла с 16,1% в 1971 г до более чем 30% в конце 1990-х), преимущественно из стран Магриба и Турции, ч другие малоимущие слои В рез^ьтате и средний, и медианный доход на душу населения относительно среднего по стране неуклонно уменьшался (в 1975 г — соответственно 117,5 и 105,4%, в 1989-м— 103,8 и 97,3%) Одновременно дальние пригороды, особенно на юге агломерации, в Валлонии, становились еще богаче В то же время душевые расходы брюссельских коммун, более чем на 1/3 финансировавшиеся за счет коммунальных налогов, были на 40% выше, чем в Валлонии, и на 70% — чем во Фландрии Уровень коммунальных налогов в районе Брюссель намного выше, чем на периферии агломерации (рис 18 и 19)


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz