|
399
Кроме Федерального округа. В Верховный Суд страны входят по представителю советов каждого из трех островов. Губернатор Федерального округа выбирается из числа кандидатов, предложенных центральным правительством Военный режим, находящийся у власти с 1988 г., упразднил все государственные органы, предусмотренные конституцией 1974 г. Каждый штат представлен в нижней палате парламента — Палате представителей — не менее чем пятью депутатами; два члена представляют столичную территорию и один — северную. Первичные трибуналы имеются в четырех эмиратах (Абу-Даби, Шардже, Аджмане и Эль-Фуджайра) из семи. Пакистан управляет также де-факто Аіад-Кашмиром и Северными территориями. Федеральный Суд имеет шесть провинциальных и три местных отделения Девять штатов управляются султанами, четыре — губернаторами. Из 70 членов верхней палаты 40 назначаются Верховным правителем, остальные избираются законодательными ассамблеями штатов (по два от каждого). В Малайе и Борнео имеются Высшие Суды, в штатах Малайи, кроме того, Верховные Суды, а в Борнео — суды штатов. Раздел II Политическая география 3.3. Типы федераций в современном мире и некоторые особенности России как федеративного государства Всякая типология условна, особенно когда речь идет об огромном разнообразии исторически сложившихся и нынешних факторов, влияющих на формирование федераций и их институтов в современном мире. Куда отнести, например, Индию? С одной стороны, эта страна — одна из немногих в Азии и Африке, в которых в течение всего периода после освобождения от колониальной зависимости действует режим парламентской демократии, где высоко развиты институты самоуправления в регионах, в каждом из которых сложилась своя политическая система. С другой стороны, в Индии имеются колоссальные внутренние различия, индийская федерация чрезвычайно асимметрична, во многих ее штатах центр во имя сохранения единства неоднократно вводил президентское правление, а в государственном устройстве, в том числе и в наборе и границах субъектов, возможны крупные подвижки. И все-таки можно выделить несколько типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24 конституционные федерации набирается не менее чем семь типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма (рис. 15). • Западноевропейский тип — Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария: старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой населения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К этому же типу можно отнести многие западноевропейские государства — Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др. • Североамериканский тип — США, Канада, Австралия: старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти. • Латиноамериканский тип — Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия: старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различи- 402 Раздел II. Политическая география ями, асимметричные, с большим число субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации — создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления «старых» штатов, особенно в районах нового освоения, — традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности. |
Реклама: |