|
Известно также, что федеративными являются и относительно однородные по этнокультурному составу населения страны. Во всяком случае, страны, в которых нет значительных компактно проживающих меньшинств — Германия, Австрия, Австралия, США, ОАЭ, Венесуэла, Мексика, Бразилия, Аргентина. Россию, строго говоря, нельзя с полным правом отнести ни к сравнительно однородным в этнокультурном отношении, ни к многонациональным странам. С одной стороны, доля в населении русских — главного по численности этноса превышает 80%, что соответствует представлениям о государствах, рассматриваемых как этнически однородные. С другой — этнические ареалы и вся история многих народов связаны с нынешней территорией России, что, безусловно, заставляет считать ее многонациональной страной (Валентей, 1996). Не случайно и по праву во время памятной дискуссии в Верховном Совете о названии страны в начале 1992 г. представители республик категорически настаивали на том, чтобы было принято наименование «Российская Федерация», а не просто Россия. Этнокультурные конфликты чаще всего становятся причинами реформ государственного устройства. 388 3, Федерализм в территориально-политической организации общества Трудно назвать страну, которая бы не знала в последние 20^30 лет этнотерриториальных конфликтов и в которой не было бы принято мер по изменению статуса отдельных регионов или не предлагалось проектов изменения государственного устройства и/или перекройки политико-административной карты. Факторы возникновения и развития этнокультурных конфликтов представлены в табл. 20, где отражены их объективные и субъективные предпосылки, возможная эскалация требований меньшинства и реакция большинства (центральных властей). Среди объективных предпосылок выделяется характер расселения меньшинства, изменение его доли и численности в населении. В последние годы наблюдается значительное превышение смертности над рождаемостью русского населения практически во всех городах и районах Северного Кавказа, резко контрастирующее с высоким естественным приростом титульных народов северокавказских республик. Несмотря на приток русских мигрантов, это стало одной из решающих причин вытеснения русских только из сельской местности, и из столиц этих республик, из районов, ранее населенных преимущественно русскими и присоединенных в послевоенные годы к республикам, а также к расширению территории титульных народов на территорию собственно русских краев и областей. Быстротечность этого процесса значительно повышает потенциал этнотерриториальных конфликтов в регионе [Белоэеров, 2000]. В табл. 20 детализирована градация этнополитических движений и требований. Эти движения можно условно разделить на: •регионалистские, выступающие за реформы в рамках существующей системы государственного устройства и добивающиеся признания культурной самобытности своего района; ставящие своей целью введение или расширение самоуправления либо создание федерации (конфедерации); •сепаратистские, требующие объединения групп определенной национальности в границах одного государственного образования, ее возрождения, изменения государственных границ или создания нового независимого государства. Национальный конфликт — практически идеальная основа для политической мобилизации всех слоев и социальных групп. Отток населения связывается с сокращением численности этнической группы, уменьше- 389 Т и а> а Ф- — (/) итори 8)0
3. Федерализм в территориально-политической организации общества |
Реклама: |