!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Известно также, что федеративными являются и относительно однородные по этнокультурному составу населения страны. Во всяком случае, страны, в которых нет значительных компактно проживающих меньшинств — Германия, Австрия, Австралия, США, ОАЭ, Венесуэла, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Россию, строго говоря, нельзя с полным правом отнести ни к сравнительно однородным в этнокультурном отношении, ни к многонациональным странам. С одной стороны, доля в населении русских — главного по численности этноса превышает 80%, что соответствует представлениям о государствах, рассматриваемых как этнически однородные. С другой — этнические ареалы и вся история многих народов связаны с нынешней территорией России, что, безусловно, заставляет считать ее многонациональной страной (Валентей, 1996). Не случайно и по праву во время памятной дискуссии в Верховном Совете о названии страны в начале 1992 г. представители республик категорически настаивали на том, чтобы было принято наименование «Российская Федерация», а не просто Россия.

Этнокультурные конфликты чаще всего становятся причинами реформ государственного устройства.

388

3, Федерализм в территориально-политической организации общества

Трудно назвать страну, которая бы не знала в последние 20^30 лет этнотерриториальных конфликтов и в которой не было бы принято мер по изменению статуса отдельных регионов или не предлагалось проектов изменения государственного устройства и/или перекройки политико-административной карты.

Факторы возникновения и развития этнокультурных конфликтов представлены в табл. 20, где отражены их объективные и субъективные предпосылки, возможная эскалация требований меньшинства и реакция большинства (центральных властей). Среди объективных предпосылок выделяется характер расселения меньшинства, изменение его доли и численности в населении.

В последние годы наблюдается значительное превышение смертности над рождаемостью русского населения практически во всех городах и районах Северного Кавказа, резко контрастирующее с высоким естественным приростом титульных народов северокавказских республик. Несмотря на приток русских мигрантов, это стало одной из решающих причин вытеснения русских только из сельской местности, и из столиц этих республик, из районов, ранее населенных преимущественно русскими и присоединенных в послевоенные годы к республикам, а также к расширению территории титульных народов на территорию

собственно русских краев и областей. Быстротечность этого процесса значительно повышает потенциал этнотерриториальных конфликтов в регионе [Белоэеров, 2000].

В табл. 20 детализирована градация этнополитических движений и требований. Эти движения можно условно разделить на:

•регионалистские, выступающие за реформы в рамках существующей системы государственного устройства и добивающиеся признания культурной самобытности своего района;

ставящие своей целью введение или расширение самоуправления либо создание федерации (конфедерации);

•сепаратистские, требующие объединения групп определенной национальности в границах одного государственного образования, ее возрождения, изменения государственных границ или создания нового независимого государства.

Национальный конфликт — практически идеальная основа для политической мобилизации всех слоев и социальных групп. Отток населения связывается с сокращением численности этнической группы, уменьше-

389

Т и а> а

Ф- — (/) итори 8)0

 

М Е Н Ь Ш И Н СТВО

БОЛ Ы11 И HCTBO

Объективные факторы

1. Численность, территориальная концентрация и доли этнокультурного меньшинства в населении.

2 Характер размещения меньшинства по отношению к государственным границам; горалам и культурным не шрам

(«городские» н «сельские* меньшинства).

3. Наличие родственных меньшинств или диаспоры а зарубежных странах, в том числе соседних. 4 Характер естественного движения меньшинства в его ареале в сравнении с другими группами.

5. Баланс и этнический состав миграций в регионе, В котором сосредоточена меньшинство.

6. Региональное развитие и уровень благосостояния б регионе.

7. Наличие политических л социальных институтов, в том числе университетов, театров и т.д.

8. Гранины автономии, субъекта федерации, административной единицы, в которой сосрелоючеко меньшинство (степень легитимности, совпадение с этнокультурным ареалом, наличие территориальных претензий)

Субъективны* факторы

Идентичность, особенности истории, культуры, стереотипов Наличие творческой интеллигенции, общественны! движении и партии Позиция местных властей

Идентичность, особенности истории н формирования государственной территории, политической культуры. Позиция интеллектуальней) элиты, общественных движении и партий

Развитие конфликта

ТРЕБОВАНИЯ

РЕАКЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ НА ТРЕБОВАНИЯ МЕНЬШИНСТВА

Камектшнж права признание; доступ к распределению, участие в принятии политических решен ий

Права /яеррн/лоршыыгой оби^юсыи. предоставление привилегий (налоговые льготы и т.п.); децентрализация; регионализация; авгономизация, создание федерации; создание конфедерации: независимость (присоединение к другому государству)

Tan

в экономической сфере

В политической сфере

Игнорирование, отказ, упреждение, ко ч пенса -иия (удовлетворение; уничтожение субъекта требован нй; дост ижен ме Компромисса)

Учет в общей экономической и региональной политике: разработка специальных экономических лрогра ы и; деиентралнтацн я экономической политики

Выделение в особую аамнн нстратн вную единицу; расширение компетенций ее властей; перекройка границ; реформа государственного устройства

3. Федерализм в территориально-политической организации общества


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz