|
'Фронтальерами называют людей, совершающих ежедневные трудовые поездки (от дома к месту работы и обратно) через границу. 360 2, Границы, государственное строительство, ... Отсчет третьего этапа развития приграничного сотрудничества можно вести с принятия в 1985 г. Европейской хартии местного самоуправления и в 1986 г. — Хартии Сообщества по регионализации, нашедших отражение в реформе Европейских структурных фондов с января 1989 г., предусматривавшей специальные меры по развитию трансграничных районов. В том же году в Декларации о приграничном сотрудничестве в Европе Совет Европы заявил об особом приоритете их развития и необходимости скорейшей разработки его программ, охватыгающих различные аспекты экономической, социальной и культурной жизни на уровне регионов и низовых административный единиц и при участии не только местных властей, но и других юридических лиц, а также специального раздела международного права. В 1990 г. быгли приняты регионалыные программы ГМТЕКЯЕС*, касавшиеся также и трансграничных регионов и составившие отчасти юридические рамки для деятельности созданных в них институтов. Региональные и местные власти стран, подписавших указанные документы, имеют право напрямую заключать соглашения с местными властями соседних стран, касающиеся информации друг друга о своей деятельности (первый шаг), взаимодействия в области экономики, охраны среды, инфраструктуры, в социальной сфере, но особенно — в территориалыном планировании и регулировании землепользования. Принятие названных документов подвело итог важнейшему в новейшей истории Европы периоду глубокой структурной перестройки и интернационализации мирового хозяйства после кризиса 1973-1974 гг., который привел к коренным изменениям функций регионов в хозяйственном и культурном пространстве развитых стран. Более глубокое разделение труда и специализация одних районов на сложный управленческих функциях и НИОКР, с одной стороны, и исполнительских, производственных — с другой, открытие границ для свободного передвижения товаров, капиталов и людей вызвали усиление конкуренции между районами за привлечение инвесторов, что, наряду с социально-политическими причинами, потребовало передачи им новых полномочий, более четкого разделения компетенций между центральными и региональными властями. Районы, расположенные по обе стороны границ, получили возможность сообща использовать свой потенциал 361 Раздел II. Политическая география и преимущества нового географического положения в едином экономическом пространстве ЕС, что и было предусмотрено в Хартии Сообщества по регионализации и в других документах. Для этого были необходимы новые формы территориально-политической организации, возрождения старой или формирования новой идентичности жителей трансграничных районов. Институциональная организация таких районов, по мысли их идеологов, должна быть гибкой, соответствовать степени реальной интеграции и конкретным ситуациям. Цель политики Совета Европы и ЕС в отношении приграничья — способствовать дальнейшему его превращению из периферийных районов с неблагоприятным положением в границах государственных территорий в связующие элементы хозяйства объединенной Европы и двигатель ее интеграции, реализации этнокультурной идентичности жителей многих трансграничных районов, «задавленной» национальными государствами. Западноевропейские страны по-разному отнеслись к названным документам. Рамочную конвенцию ратифицировало большинство стран—членов Совета Европы. Некоторые из них, в первую очередь Германия с ее федеративным государственным устройством, попытались как можно полнее реализовать их, воспользоваться преимуществами, которые она получает благодаря положительному балансу трансграничных трудовых поездок. Более того, принципы этих документов применяются германскими землями и крайзами, граничащими не только со странами ЕС, но и Польшей и Чешской Республикой. Документы о приграничном сотрудничестве с местными властями этих стран были подписаны землями |
Реклама: |