|
Новое порубежье страны привлекает большое внимание российских политико-географов. Внутренние административные границы России с ее ближайшими соседями после Беловежских соглашений превратились в государственные, что породило проблему длительной и болезненной адаптации прилегающих к ним районов к особенностям нового геополитического положения. Исследования географов показали, что эта адаптация связана с разрывом хозяйственных связей между предприятиями, трудностью ранее традиционного сбыта продукции в соседней республике, препятствиями для трудовых и бытовых поездок населения, часто связанного родственными узами, новыми проблемами в сфере образования и здравоохранения, специфической пограничной преступностью — контрабандой, коррупцией и др. Исключительно благотворную роль для развития отечественной политической географии играет сотрудничество со специалистами в других общественных дисциплинах в междисциплинарных регионально-политических исследованиях, практическая работа с виднейшими политиками и политические консультации. 1.5. Концепция территориально-политической организации общества О территориально-политической организации общества дает представление концепция места, предложенная Эгню, и теория мировых систем, которую в политической географии развивал Тейлор. 289 19-2659 Раздел II. Политическая география Эта концепция объединяет отдельные направления исследований в политической географии и их территориальные уровни и способствует ее интеграции с другими отраслями географии. Она отражает также двуединство политической географии как науки на стыке политологии и географии. Термин «территориальная организация», как известно, подразумевает как процесс, деятельность, так и ее результат. Соответственно, территориально-политическая организация общества (ТПОО) представляет собой: • воздействие на политическую дея тельность присущих каждой территории или акватории условий и факторов этой деятельности, их взаимосвязи, взаимозависимости и соподчиненности; * сочетание двух видов территориально-политических систем (ТПС) -объективно складывающихся в ходе политической и иной деятельности ОГК де - ф а кто) и системы политико-территориального деления и управления с его центрами как результата этой деятельности (ТПС де-юре). Таким Образом, понятие ТПОО сочетает в себе и пространственные аспекты политической деятельности, и ее результаты — ТПС, т.е. объективно взаимосвязанные сочетания элементов политической сферы общества, функционирующие на определенной территории. Именно территориальные социально-экономические системы, по мнению многих отечественных географов, — объект социально-экономической географии в целом. Политическая география изучает территориально-политические системы — их элемент. Различаются два основных типа ТПС. — ТПС де-юре, функционирующие в установленных границах: государства, их союзы и внутренние политико-административных единиц, специальные зоны, создаваемые для решения практических задач, избирательные округа и т.п. •Второй — объективно существующие ТПС де-факто, границы которых не совпадают с установленными. Главное отличие ТПС де-юре от ТПС де-факто — управляемость. Основные категории ТПС обоих видов и соотношение между ними показано в табл. 15. ТПС низшего ранга — политико-географическое место, которое можно определить как минимальный пространственный носитель политико-географических различий, возникающий на основе спе- 290 1. Развитие мировой политической географии... Таблица 15 Виды и функции территориально-политических систем
Раздел П. Политическая география |
Реклама: |