|
Концепция территориальности Каждый из нас живет в определен-и теории этнической ном пространстве, времени и куль- и политической идентичности туре. При этом пространство, в котором человек живет и действует, организовано по иерархическому принципу. «Первичная» ячейка, которую мы занимаем, — это пространство, окружающее наше тело. Его размеры зависят от национальной культуры: известно, например, что в нашей стране люди, ведя деловой или доверительный разговор, приближаются друг к другу гораздо ближе, чем это принято в других странах. Каждый из нас живет также в одном из городских кварталов или в каком-либо селении, где обычно приобретаются продовольствие и другие товары повседневного спроса, расположена школа, в которой учатся дети, медицинское учреждение, оказывающее первичную помощь, и т.д. В других кварталах города или района могут располагаться место работы, предприятия торговли и услуг периодического пользования, живут родственники и друзья. Подобным же образом можно определить и более высокие территориальные уровни: • область(регион); 274 1. Развитие мировой политической географии... • ареал проживания этнической группы; • страна, государственные органы которой определяют законы, регулирующие основные сферы нашей деятельности; • макрорегион, включающий несколько соседних и/или дружественных стран, континент; • весьмир. Таким образом, каждый человек в той или иной степени осваивает в течение своей жизни определенные иерархически организованные пространства, размеры и особенности которых зависят от его социального статуса, местной культуры и других факторов. Иными словами, отдельный человек и социальные группы людей обладают территориальностью. Американский географ Р. Саккдал уже ставшее классическим ее определение: «попытка индивида или социальной группы контролировать или оказать влияние на людей, явления и взаимосвязи путем делимитации и контроля над географическим ареалом» [Sack, 1986, с. 19]. Пространство — не нейтральная для человека категория. Человек по-разному относится к разным территориям, и самоидентификация со многими из них играет важную роль в его сознании и поведении. Эти территории обозначались маркерами-символами еще в «примитивных» обществах. Сохранение природных памятников и исторических ландшафтов стало в эпоху глобализации элементом сопротивления нивелирующему воздействию массовой культуры. Поэтому разрушение этих маркеров идентичности посторонними силами (например, колониальными властями, переселенцами-колонами) исключительно болезненно воспринимается местными сообществами. Многие люди остро переживают отсутствие привычного ландшафта и его символов: они с трудом адаптируются к переезду в иную местность, испытывая настоящий кризис идентичности, особенно — в результате насильственной депортации. Этим проблемам посвящено уже немало географических исследований. Анализ территориальной идентичности человека (самоидентификации с определенной территорией) стал одним из важнейших направлений политической и социальной географии. Идентичность человека всегда многообразна. Каждый из нас отождествляет себя, например, с людьми своего пола, своей профессии, уроженцами своей местности или города. Территориальная идентичность — лишь один из видов самоидентификации людей с социальными группами. Она имеет все более сложную организацию: ее главные виды — политическая (или национальная, 275 Раздел!]. Политическая география если использовать термины, принятые в западной литературе) и этническая идентичности. Теории этнической и политической идентичности ныне широко используются в самых разных областях политической географии — в исследованиях государственной территории и границ, этнотерриториальных конфликтов и миграций, итогов выборов и политического дискурса. Имеется, например, уже много работ о символическом значении территории или географических мест как краеугольного камня территориальной идентичности [Newman and Paasi, 1998], политических границ как территориальных и социально-психологических маркеров разграничения «своих» и «чужих». |
Реклама: |