|
270 /. Развитие мировой политической географии... считать результаты своей работы универсальным, объективным знанием — это всего лишь отражение его личного опыта. Следовательно, и понятия, которыми он оперирует, представляют собой не объективные и извечные данности, а всего лишь средства для классификации предметов и явлений, меняющиеся в зависимости от обстоятельств, в том числе географических. Вовсе не абсолютны такие понятия, как общество, государство, народ, нация, раса, страна. Взять, например, черную и белую расы. Это совершенно разные понятия в Северной Америке и Бразилии, где метисов относят к «белым». Создание и использование подобных категорий имеет вполне осязаемые и политически значимые пространственные последствия. Они — одна из основ идентичности человека, его представлений о том, что именно отличает социальную группу, с которой он себя отождествляет (своих), от других людей (чужих). На таких представлениях основывается отношение к национальным, религиозным, культурным, сексуальным и иным меньшинствам, маргиналам и т.п. Эти представления отражают диалектику самооценки и отношения к окружающему миру, в том числе отношение к вполне реальным географическим границам, например политическим и административным. Постмодернистские подходы, по своей природе междисциплинарные, приводят к пересмотру многих традиционных понятий политической географии. Согласно постмодернистским взглядам в мире нет ничего жестко-исключительного, черно-белого, а существует неисчерпаемое разнообразие сочетаний и переходов от одного явления, процесса, периода к другому. Политическое пространство Одно из ярких проявлений такого и геополитическое положение подхода — дискуссия о понятии политического пространства и геополитического положения. Еще с 1950-х годов политико-географы подчеркивают, что с появлением дальней бомбардировочной авиации, затем ядерного оружия, баллистических ракет и атомных подводных лодок с неограниченным радиусом плавания как средств его доставки ни одно государство мира не могло считаться неуязвимым. Геополитическое положение многих стран, расположенных вдали от традиционных театров военных действий, значительно изменилось. Пространство и время «сжалось», поскольку высокая скорость ракет оставляет вовлеченным в конфликт сторонам крайне мало времени для принятия решений. 271 Раздел П. Политическая география В силу процессов глобализации значение государства как главного уровня территориально-политической организации общества продолжало снижаться и дальше. Ни одно государство фактически не обладает абсолютным суверенитетом над своей территорией2, так как согласно нормам международного права оно должно пользоваться и распоряжаться ею так,1 чтобы не нанести ущерба соседям, другим странам и окружающей среде в глобальном масштабе. Все большую роль в процессах глобализации играют нематериальные факторы — изменения в самосознании населения, в свою очередь, во многом объясняющиеся объективными экономическими причинами (см. ниже). С появлением спутников связи и Интернета стало почти невозможно оградить какую-либо территорию от поступающей извне ин^ формации и идеологического воздействия. Виртуальное пространство становится политически осязаемым. Многие специфические в этническом и культурном отношении районы хотят большей самостоятельности и даже отделения. Вместе с тем состав населения многих регионов мира становится или и раньше был смешанным, и это не дает возможности провести жесткие, труднопроницаемые границы. Требуется новая, гибкая территориально-политическая организация: лозунг «Жить вместе порознь.1» стал знамением времени. Происходящие в мире процессы описываются терминами «глокализа-ция», «глокальный» — от глобального и локального. Иными словами, для каждого человека одновременно повышается роль глобальных (макро) и локальных (микро) факторов, определяющих условия его деятельности. Как полагает видный политолог Д. Элазар, в постиндустриальном мире для этого будут все более широко использоваться процедуры федерализма (см. гл. 3), и произойдет сдвиг от концепции суверенитета к концепции юрисдикции [см.: Е1агаг, 1999]. |
Реклама: |