|
490 Глава 15. Соединенные Штаты Америки в XVIII—XX вв. В оправдание путей и средств сохранения нового федерального союза штатов Гамильтон нередко прибегал к обдуманно упрощенным аргументам, которые звучат достаточно правдоподобно, но труднодоказуемы. Так, в № 23 «Федералиста» он отстаивал неограниченные полномочия нового правительства в области обороны на том основании, что невозможно предвидеть или определить степень и разнообразие потребностей нации в этой области, равно как степень и разнообразие необходимых средств. Более основательна его аргументация в пользу судебного конституционного надзора, изложенная в № 33 и 78 «Федералиста». Здесь выстраивается преимущественно формально-догматическая защита проекта Конституции. Закон, пишет Гамильтон, по самому смыслу термина включает верховенство. Если индивиды объединяются в общество, то его законы должны быть высшими регуляторами его поведения. Если федеральная власть преступит справедливые границы своих полномочий и тиранически использует дарованные права, народ, учредитель ее, должен апеллировать к созданной им модели и выправить ущерб, нанесенный Конституции такими мерами, которые подсказывает крайняя обстановка и оправдывает благоразумие. Уместность закона в свете Конституции должна всегда определяться характером власти, на которой он основывается. Одна из важных задач судов — «объявлять все акты, противоречащие смыслу Конституции, недействительными. Без этого все ограничения конкретных прав и привилегий ничего не значат». По мнению Гамильтона, пожизненно назначенные, независимые, почитаемые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с надлежащей ответственностью. Они смогут сделать это отчасти и потому, что сами являются не-избираемыми и неответственными. Верховный суд, кроме того, создавал наименьшую, по его оценке, угрозу правам, дарованным Конституцией. Исполнительная власть имеет меч, Конгресс располагает кошельком, а у судей «одна» только мудрость. 6. Адаме К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адаме (1735—1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, 6. Адаме • 491 последовательный противник правления большинства, один из идейных предтеч современного консерватизма, президент США. Адаме поддержал Джефферсона в обосновании законодательной и административной самостоятельности колоний, доказывая с помощью новых исторических и юридических аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парламенту, который находится на расстоянии трех тысяч миль. Кроме того, развращенная Англия, погрязшая в долгах, экстравагантности и избирательной коррупции, была на всякого морального права претендовать на роль управителя пуритански добропорядочной Новой Англии. одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных. В своей обширной трехтомной монографии «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» (Лондон, 1787—1788) он обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Речь при этом шла о сильной исполнительной власти и так называемой системе сдерживания и взаимного уравновешивания властей («сдержек и противовесов»). В отличие от Т. Пейна он допускал и признавал целесообразность монархической формы правления при одном важном условии — если знать будет в состоянии контролировать (сдерживать) короля, министры — контролировать знать и т. д. Все простые формы правления — монархия, аристократия, демократия — выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал Адамса — смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента — все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти. |
Реклама: |