|
Настаивал он и на обучении всех крестьянских детей грамоте и счету, так как простым людям «немалая пакость творится от того, что грамотных людей у них нет и в поборах много с них излишних денег емлют». Обучение крестьянских детей должно быть обязательным и повсеместным. Мордва, чуваши, черемисы и прочие народы, населяющие Россию, также обязаны учить своих детей, и тогда не будет среди крестьян «безграмотных и беззаступных» людей. Грамотных и способных («смышленых») крестьян можно назначать в сельскую администрацию (десятские, пятидесятские и сотские). Посошков обращал внимание на необходимость обучения крестьян бережному отношению к богатству страны: лесу (не вырубать все подряд); рыбе (не ловить молодь); советовал также научить их вести севооборот и грамотно застраивать деревни и села, чтобы избежать пожаров. Автор «Книги о скудости и богатстве» понимал, что проведение подобных мероприятий возможно только при определенной грамотности населения. Но при всем этом он советовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами. «Помещикам положено, — утверждал он, — следить, чтобы крестьяне не шлялись без дела, не пьянствовали и не сидели без работы». А деревенскую молодежь хорошо бы отправлять на зимнее время (волей помещика) на фабричные работы «в такие места, где по найму работают», чтобы никто из них «не лежебочил». В разрешении крестьянского вопроса Посошков не был последовательным. С одной стороны, он, безусловно, боялся открыто требовать отмены крепостного права, но с другой — остро понимал всю сложность ситуации с наймом рабочей силы для промышленных предприятий. Он рассматривал крестьянскую проблему в разных аспектах, но неизбежно сталкивался с тем, что государственное богатство и наличие крепостного права — явления явно несовместимые. Предоставляя крестьянину право аренды земли и право обращения в суд за защитой своих интересов, он явно выводил его за пределы крепости. В числе мер по упорядочению правового статуса земельных владений в государстве Посошков настаивал на введении про- 2. И. Т. Посошков 437 грессивного налога на землю в зависимости от ее размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является собственностью государства и поэтому недопустимо ее бесплатное использование. Беспокоила Посошкова и организация военной службы. Войско «стена и твердое забрало государству», поэтому государство должно заботиться о своем «военном люде». «Ныне же слышно, — пишет он государю, — что от недостатку солдаты великую нужду подъемлют... с такой скудости, как ему ис службы не бежать? Нужда не только к бежанию принудит, но и к измене». Да и «от бескормицы служба вельми не спора», — почти дословно повторяет он слова И. С. Пересветова, который в XVI в. писал об этом же Ивану IV. Если бы солдаты пищей и одеждой были бы довольны, утверждает Посошков, то и служба у них была бы «вдвое спора». В том случае, когда солдат сбежит со службы из-за плохого с ним обращения офицера, то случай этот надлежит расследовать в воинском суде, и если подтвердится жалоба, то покарать офицера, а солдата от наказания освободить. Традиционно высказывается Посошков и о необходимости следить за нравственным уровнем войска и каждого воина в отдельности. Поведение военных людей в местах расквартирования армии должно быть добронравным; воины под страхом судебной ответственности не вправе чинить «обиды» мирному населению (потрава посевов, рубка леса и т. д.). В случае же совершения беззаконий все они должны отвечать перед судом за свои действия («аще учинен будет суд равный, каков простолюдину, таков без поноровки и офицеру»). «Войско государево» должно быть хорошо обучено, чтобы «ни один солдат пули даром не терял», а численность сокращена, ибо в мирное время «не почто пятьдесят тысяч войска держать и кормить его напрасно». Подготовленные десять тысяч бойцов способны заменить пятидесятитысячное плохо обученное войско. |
Реклама: |