|
2. Пуфендорф 341 Отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, колоний Северной Америки и других стран, хотя и в разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с иными идеологическими факторами. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов. Просвещение зародилось и поднялось в XVII в. (ранний этап), но свои наиболее выразительные черты оно обрело в XVIII в. В данный период в авангарде просветительского движения — особенно в том, что касалось разработки политико-юридической проблематики — находились выдающиеся французские мыслители. на идеологию Просвещения, в частности на его политико-правовые проекты, явился консерватизм, представлявший собой романтическое мировоззрение, ориентированное на защиту шедших из глубины веков традиционных устоев общественной жизни. Будучи комплексом охранительных по своей направленности взглядов, он всячески отрицал необходимость радикальной ломки этих устаревших устоев. Политические и юридические идеи сторонников консерватизма сделались заметным и неотъемлемым элементом европейской политико-правовой мысли конца XVIII — начала XIX в. 2. Пуфендорф Опустошительная Тридцатилетняя война пагубно отразилась на социально-экономическом состоянии Германии. Раздробленная на 297 самостоятельных княжеств, терзаемая духовными и светскими деспотами, она заметно отставала в своем развитии от Голландии, Англии и Франции. Но под спудом консервативной крепостнической системы медленно пробиваются ростки капитализма, возникает оппозиция существующему режиму и появляются идеологи, в произведениях которых отражаются интересы и нужды новых общественных сил. На исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Чертой немецкого Просвещения в целом, обусловленной немощью едва начавшей оформляться в класс разрозненной 342 Глава 13. Эпоха европейского Просвещения германской буржуазии и ее прямой зависимостью от княжеских дворов, является, как правило, робость в критике существовавших политико-юридических институтов, склонность к соглашениям с властями, уход в «заоблачные сферы» философских умозрений. Представители немецкого Просвещения многое сделали для дальнейшей систематизации и популяризации доктрины естественного права, для приспособления ее к потребностям буржуазного развития страны. Успешно работали они и в направлении преодоления негативного влияния теологии на юриспруденцию. Просветительское движение в Германии в области государственно-правовой теории отнюдь не было однородным. Наряду с умеренным крылом (С. Пуфендорф, Г. Лейбниц, X. Томазий, X. Вольф) в нем имелось и более радикальное, левое крыло (М. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг и др.). Строить юридическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632—1694). Главный его труд — «О праве природы и праве народов в восьми книгах» (1672). Год спустя это сочинение было переиздано в форме популярного учебного изложения под титулом «Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву в двух книгах». В интерпретации Пуфендорфа, предпринявшего попытку синтезировать соответствующие взгляды Ж. Бодена, Г. Гроция и Т. Гоббса, естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений. Такой взгляд на природу естественного права проистекал из мнения Пуфендорфа о том, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее — стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии: натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять наш род». |
Реклама: |