|
всяко убывати и земля начнет пространной быти, а людей будет меньше и тем достальным людям будет на просторной земле жить негде». Образ царя также обрисован в лучших традициях прошлого. Он, прежде всего, должен быть милостивым и милосердным. «Показывай милость святым божьим монастырям и бедным сиротам, нищим вдовицам и девицам», для того чтобы избежать «слез мирских». Совершенно недопустимо, чтобы «во царях свирепство было». Такие цари «на своих степенях царских не возмогут держаться и часто переменяться будут» за свое «мирское невоздержание». Термин «царская гроза», тоже ставший уже привычным для публицистических произведений, употребляется однозначно, только в смысле необходимости иметь сильное войско, которое способно сделать царя «грозным». Подданные, в свою очередь, обязаны покоряться князьям и царям безоговорочно и даже быть готовыми отдать за них свое состояние и жизнь. Автор желает видеть русское царство единым по территории, подвластным царю или князю, опирающемуся в своей деятельности на воевод, посланных во все концы русской земли и распространяющих свою власть «от Москвы семо и авамо всюду и всюду». Большой интерес представляют суждения о форме правления, свидетельствующие о симпатии к сословно-представитель-ной монархии. Термин «самодержавие» понимается автором не как неограниченное самовластие, а как единство и суверенность власти внутри страны и во внешней сфере. Такое понимание давно уже стало традиционным для русской политико-правовой мысли XII—XVI вв. Царю дается совет править «с бояры и с ближними правителями и о всем советоваться накрепко». Наряду с этим предлагается также черпать мудрость «из божественных книг» и не пренебрегать советом «мудрых грамотников». В «Ином сказании» состав советного органа, порядок его формирования и деятельности определен более четко. Так, «единомысленный вселенский совет» должен состоять из «разумных мужей» и «надежных приближенных воевод и воинов», а также «всяких людей ото всех мер», собранных «от всех градов своих и от уездов градов тех». Заседать этому совету необходимо «погодно» и всегда быть при царе, с тем чтобы он мог 8. Развитие политико-правовых идей нестяжательской ориентации 243 «на всяк день... добре распросить их... про всякое дело мира сего». Автор выступает против участия в разрешении мирских дел «святительских чинов». Богом заповедано «всем владети в мире царем» и подчиненными ему «мирскими властями, а не святительскому ниже священническому и иноческому чину». В том случае, если мирские дела будут решаться не царскими воеводами, а иноками, страна может лишиться божьей милости, ибо «властвующие иноки не богомольцы, а гневители» Бога. Тому царю, который держит совет не с мирскими чинами, а с «непогребенными мертвецами», «лутше степень и жезл и венец царский с себя сложить и отдать, и не иметь царского имени на себе и престола царского под собой не держать». Инокам «в смиренном образе Бога молить» необходимо «за царя и весь мир о тишине и о устроении мира сего». И даже если они обижены будут, то могут искать защиту только у Бога. Особенному осуждению подвергается вмешательство иноков в судебные функции и финансовые прерогативы чиновников. Иноки не имеют права «мир судить», ездить с приставами и давать крестьян на поруки. Вершение правосудия — обязанность мирских властей, и прежде всего самого царя или великого князя, который должен заботиться о правде, законе и благове-рии. Суду следует быть «общим всему миру» (здесь: равному для всех. Н. 3.) ; принцип наказания автор формулирует по прогрессивным образцам и в соответствии с традицией: «комуждо по делам его». |
Реклама: |