|
Общая часть (с учетом отмеченной дихотомии) включает в себя два следующих компонента. Во-первых, это жизненные отношения, которые служат фундаментом права; во-вторых, это юридический элемент (право в собственном смысле слова). Жизненные отношения складываются, согласно Альтузию, вокруг вещей и лиц. Юридический элемент суть право в объективном смысле (совокупность норм) и отдельные права (субъективное право). 8. Бэкон 201 Особенную часть, в свою очередь, образуют два других компонента: акты приобретения права и юридический процесс как таковой. Предложенную Альтузием научную систематику права выгодно отличает от предшествующих ей общих схем то обстоятельство, что в нее публичное право включено наравне с частным правом как равнодостойное последнему, и притом оно обозревается по тем же рубрикам, что и само частное право, совместно с ним. Системный подход, примененный Альтузием к изучению права, сыграл определенную позитивную роль в истории юриспруденции. Он ориентировал правоведов на познание внутренне структурированной целостности права как особого объекта и предмета исследования. В известной мере он способствовал выявлению многообразных внешних и внутренних связей права и сведению полученной информации о них в логически единую теоретическую систему. 8. Бэкон Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — знаменитый английский юрист, государственный деятель и философ эпохи английского Возрождения. Отец Бэкона, представитель «новой знати» и сторонник абсолютизма Тюдоров, был при Елизавете лордом-хранителем большой королевской печати. Юридическое образование Бэкон получил в юридической корпорации Грейс-Инн (1579—1582), старшиной которой он сам стал в 1586 г. Своей успешной адвокатской, а затем и парламентской деятельностью в качестве депутата палаты общин он приобрел широкую известность. В период правления Якова I Стюарта он был посвящен в рыцари (1603), занимал высокие должности адвоката короны — генерал-солиситора (1607), министра юстиции — генерал-атторнея (1613), члена Тайного совета (1616), хранителя большой королевской печати (1617), лорда — верховного канцлера и пэра Англии — барона Веруламского (1618). Блестящая политическая карьера Бэкона-царедворца печально завершилась в 1621 г. осуждением за коррупцию («подкупы и дары»). И хотя король освободил его от наказания, Бэкон полностью отошел от политических дел и сосредоточился на продолжении своих занятий в области юриспруденции, философии и литературы. 202 Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации В основном произведении Бэкона «Великое восстановление наук» (1620) предпринята попытка с позиций рационализма и эмпиризма, соединения теории и практики обосновать теоретические и методологические начала опытной науки Нового времени, охватывающей все сферы и направления человеческого познания. Бэкон считал, что сложившиеся науки бесполезны для новых открытий. Новая наука должна опираться не на слепой опыт, а на продуманный научный эксперимент, она должна строить свои понятия и аксиомы не на основе дедукции, а через «истинную индукцию». Такая экспериментальная наука станет «способом открытия и указания новых дел», подлинным средством для освобождения от идолов, осаждающих умы людей и уводящих их на ложный путь познания и ошибочные представления о явлениях природы, общества и государства. При этом Бэкон выделяет четыре вида идолов: 1) «идолы рода», т. е. присущие самому роду людей заблуждения, проистекающие из того, что человеческие чувства и ум «покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира»; 2) «идолы пещеры», т. е. заблуждения отдельного человека, проистекающие из его особенностей; 3) «идолы площади», т. е. заблуждения, проистекающие из общей для людей речи, слова которой «устанавливаются сообразно разумению толпы», противоречат разуму и ведут к пустым и бесчисленным спорам и раздорам; 4) «идолы театра», т. е. различные комедии человеческого ума, «вымышленные и искусственные миры», ложные философские учения, аксиомы наук и т. д., получившие силу, признание и распространение «вследствие предания, веры и беззаботности». |
Реклама: |