|
Типичная для политико-юридических воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для последующих поколений социалистов. 6. Суарес На своем пути Реформация встретила сильное противодействие римско-католической церкви и ее идеологов. В последних оказалось много представителей ордена иезуитов (учрежден в 1534 г.), который стал главным орудием Контрреформации, объединив наиболее ревностных охранителей католицизма. Ведущим центром иезуитского движения в XVI в. являлась Испания, а одним из самых крупных и авторитетных богословов, принадлежавших к этому ордену, был Франциско Суарес (1548—1617). Его труды «О законах и Боге-законодателе» (1612) и «Защита веры против властителей Англии» (1613) — приметная веха в развитии западноевропейской политико-юридической мысли на закате Средневековья и в преддверии Нового времени. 196 Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации Сверхзадача, решаемая Суаресом, — удержать законоведение, знание о политике и государстве в сфере теологии, в границах идейных установок римско-католической церкви. Согласно им, творцом и высшим законодателем мира выступает Бог — источник всех законов, их силы, легитимности, непререкаемости. По примеру Фомы Аквинского Суарес делит законы на четыре иерархически связанных разряда. Первый — это идущий от самого Бога вечный божественный порядок. Второй — естественный закон, в нем отражается все сотворенное Богом. Третий — закон положительный (церковный и гражданский). Четвертый — закон божественного откровения, закрепленный в Священном Писании и содержащий принципы должного отношения людей к Богу и друг к другу. Твердой, логически безупречной последовательности в представлениях Суареса о характере субординации данных категорий законов нет. Так, он полагает, что естественный закон непосредственно проистекает из природы и тождествен разуму, может познаваться без божественного откровения, поскольку начертан в душе каждого. Веления естественного закона не может отменить ни власть земная, ни власть небесная, т. е. Бог.
Естественное право, будучи отражением божественного порядка, вечного закона, универсально — оно одинаково обязывает всех людей. Вместе с тем обязательность естественного права есть результат действия собственно природных необходи-мостей, следствие «природы вещей». Но вот законы положительные создаются самими людьми. Право гражданское, например, образуется из законов государств и империй. От него, по Суаресу, отличается право народов (наций). Отличается прежде всего тем, что не является плодом законодательствования той или иной земной суверенной воли; у него также иной источник и иная сфера применения. Право наций (народов) есть неписаное право, основывающееся на обычаях всех или почти всех народов. Его значимость универсальна: «Право наций... есть закон, который все народы и нации должны соблюдать в отношениях между собой... Род человеческий, на сколько бы разных народов и государств он ни делился, всегда представляет собой некое единство, не только как вид, но и как нравственное и политическое целое». В Суаресе справедливо видят одного из предшественников создателя современного международного права, зачинателя новоевропейской школы естественного права Г. Гроция. 6. Суарес Учение Суареса о законах лежит и в фундаменте его концепции государства. Отправной пункт соответствующих суждений испанского богослова лежит в проблеме цели, преследуемой государством и заключающейся в общем благе, понимаемом как улучшение сложившегося политического тела (сообщества). Последнее же есть единое целое и складывается оно из многих автономных групп и общностей, олицетворяя собой правовой порядок, обусловливаемый наличием законов. |
Реклама: |