|
73 зависимость английских судов гарантируется укреплением принципа парламентского суверенитета. ЛИТЕРАТУРА 1. Н. Макиавелли. Избранные сочинения. - М., 1982. 2. Т. Гоббс. Избранные произведения: в 2-х т.т. - М., 1989-1991. 3. Дж. Локк. Избранные произведения: в 3-х т.т. - М., 1985-1988. ЛЕКЦИЯ 6. КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ xviii ВЕКА 1. Идея естественного права в европейской общественной мысли. 2. Ш.-Л. Монтескье. 3. Ж.Ж. Руссо. 1. Возникновение концепции естественного права было связано с необходимостью ответа на следующий кардинальный вопрос правовой теории: исчерпывается ли понятие права концепцией позитивного закона? Не существует ли, наряду с позитивным правом, другое право, выражающее идеальные ценности, реальность которых вследствие этого отнюдь не становится меньшей? Это право может быть названо естественным (природным), поскольку по выражению Монтескье, оно соответствует «природе вещей», или природе человека как рационального существа, цель которого - жить в соответствии со своей природой. Речь идет, таким образом, о праве, которое справедливо само по себе - везде и на все времена. Попытки сформулировать цель такого права восходят к античной классике («Антигона» Софокла). Аристотель в «Риторике» разделяет закон, сформулированный и провозглашенный каждым полисом для своих собственных граждан, и «универсальный закон» всего человечества, который он называет «законом природы», определяющим естественную форму справедливого и несправедливого, свойственную всем людям. Концепция Аристотеля, развитая школой стоиков, легла в основу римской юриспруденции: наряду с гражданским правом (jus civile), признаваемым и усиливаемым деятельностью римских судов, они разрабатывали концепцию естественного права (Jus naturale), которое составляет, скорее, дух права, вдохновляющий юристов и судей, влияющий на составление законов, но не являющийся законом в строгом смысле этого слова. Аналогичные идеи развивались отцами церкви в эпоху Римской империи, средневековыми схоластами, мыслителями-иезуитами 74 эпохи контрреформации (конец XVI - первая половина XVII вв.). С возникновением светской школы естественного права в XVII в. (Гуго Гроций) религиозный элемент становится господствующим. Эта школа аппелирует к природе как источнику справедливости, этическому кодексу, ведущее свое происхождение непосредственно из человеческого разума и имеющих в качестве цели максимальную степень человеческого счастья. 2. Окончательный теоретический вариант этой концепции, получивший всеобщее признание, был разработан Ш.-Л. Де Монтескье (1689-1755). В 1748 г. Он издал сочинение «О духе законов», еще при жизни французского мыслителя признанное современниками самым выщающимся произведением XVII века. Основная цель, которую поставил перед собой Монтескье -изучить все многообразие применения фундаментальных принципов права в постоянном изменении условий жизнедеятельности людей. Соглашаясь с Аристотелем в том, что государство должно рассматриваться в плане конечной цели его существования - благой жизни сообщества и что цель правления состоит в приспособлении универсально признаваемых принципов справедливости (естественного права) к особенностям того или иного народа. Монтескье выявляет причины, по которым идеальные условия человеческого существования никогда не могут быть достигнуты. Имеются препятствия чисто психологического свойства - природа самого человеческого материала, а также чисто физические ограничения, связанные с особенностями среды, формирующей основу жизни. Анализ Монтескье природы государства создал ему репутацию основателя эмпирической и экспериментальной школы в политике. Защищать преимущества монархии перед республикой бесполезно без предварительного ответа на вопросы - когда, где, для кого. Разделив формы правления на республиканские, монархические и деспотические, Монтескье подчеркивал то важное соображение, что государства не следует различать только по внешним проявлениям, но, прежде всего в соответствии с доминирующими принципами, которые они выражают. Соответственно, разрушение господствующего принципа ведет к краху и исчезновению самого государства. |
Реклама: |