|
Эта традиция на протяжении нескольких веков закреплялась и оформлялась в трудах римских юристов и не претерпела (с точки зрения политической теории) значительных изменений и после признания христианства в качестве официальной религии. ЛИТЕРАТУРА 1. Платон. Государство. Соч. в 3-х т.т. - М., 1968-1972. Т. 3. Ч. 3. 2. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т.т. - М., 1975-1984. Т. 4. 3. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. - М., 1966. 4. История политических и правовых учений. Древний мир. 1985. ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи. 2. Политическая философия Августина Блаженного. 3. Политика и право в эпоху классического средневековья. Фома Аквинский. 1. Христианство возникло среди народа, утратившего былое могущество и подвергшегося римскому завоеванию. Палестина стала частью Римской империи и учение Христа было обращено к покоренному народу. Христос стремился первоначально к социальной и моральной реформе внутри традиционного иудаизма, выделяя важность этической позиции, направленной против формализованной религии, которая утратила духовный пыл, став опорой господствующего аристократического класса. Он говорит о бедняках и отщепенцах, противопоставляя их официальному жречеству, требует чистоты сердца и совести, поддерживает значение долга человека по отношению к ближнему как существенной части долга перед Богом. Если евреи - избранный народ, они должны быть достойны своего избранничества в своих делах и поведении. Столкнувшись с сопротивлением и интригами, Христос от первоначальной попытки реформы иудаизма обращается к универсальной религии, отвергнув монополию официального жречества на понимании природы истинного Бога. В своих реформаторских устремлениях Христос не мог опираться на римские власти, всегда предпочитавшие компромисс с традиционными верованиями и порядками на завоеванных территориях. Он подчеркивал идентичность человеческой природы и чистосердечия, предлагая спасение и вечную жизнь всем, кто станет приверженцем истинного Бога. В этом плане, общественные различия не имеют значения с точки зрения вечности, т.е. будущей жизни. Все люди равны и долг каждого перед бедняком определяется не соображениями благотворительности, но вообще отрицанием ценности земных благ. Государство и правительство в определенном смысле бесполезны, поскольку они неспособны воздействовать и руководить истинно духовным и истинно общественным человеком. Вместе с тем, афоризм Христа: «Воздавайте кесарю кесарево, а Богу богово» могло быть истолковано не так, как это делали еврейские жрецы, стремившиеся столкнуть нового пророка с римскими властями. Долг христианина - оказывать сопротивление любому правительству, которые нарушает святые заповеди, препятствуя людям веровать в Бога и следовать избранному ими идеалу. Но если правители не препятствуют распространению новой веры, христианское вероучение вполне могло превратиться в учение о подчинении земным властям. Это, собственно, и произошло после превращения христианства в официальную религию Римской империи. 2. Философская и идеологическая основа трансформации христианства в этом направлении была разработана Августином Бла- 63 64 женным (354-430), идеи которого в средние века - эпоху господства христианского учения - развивал Фома Аквинский. Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными и тем самым возникла необходимость в контроле. Иначе тот, кто способен к добру, не сможет использовать данный ему Богом шанс в раздираемом анархией мире. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и дать преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство. Хотя государство и является результатом изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем. В трактате «О граде Божием» светская власть и ее институты отождествляются часто с «земным градом», который противопоставляется «граду Божьему», т.е. церкви и ее организации. Обосновав при помощи разносторонней аргументации идею превосходства Божьего града над земным, Августин оказал огромное влияние на политических мыслителей средневековья и нового времени, доказывавших в теории превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила себя земной частью Божьего града, охотно выставляя себя в качестве верховного арбитра земных интересов. |
Реклама: |