|
В другом, более позднем, ведийском сборнике «Упанишады» акценты перенесены с почитания внешних сил на нравственные принципы. Дхарма воспринимается в «Упанишадах» как моральный долг, добродетель. Но сама идея высшей справедливости и высшего порядка, обеспечиваемых божественной силой, остается неизменной. Из поздних текстов наибольший интерес представляет «Арт-хашастра» Каутильи (IV или III в.в. до н.э.), свидетельствующая о зарождении в древней Индии рациональной политической теории. В книге Каутильи можно условно выделить три основных темы: а) деятельность и функции мудрого царя; б) управление и право; в) проблемы войны и дипломатии. Царская власть уподобляется божественной. Однако, несмотря на подчеркивание связанности царя дхармой, Каутилья рекомендует с целью предотвращения анархии жесткие, прагматические методы управления, включая шпионаж, интриги, устранение политических противников с помощью ядов, предвосхищая политические рекомендации Макиавелли. 3. Китайская традиция политико-правовой мысли, при всем своем сходстве с ближневосточной и индийской, имеет и многие, очень существенные отличия. Главное из них состоит в том, что в процессе преодоления традиционной мифологии трансцендентным Абсолютом (его роль в древнем Китае выполняло Небо) не сам Абсолют, а санкционированный им этико-социополитический Порядок выдвинулся на передний план, оттеснив на задний план все другие вопросы, включая мифологию. 55 56 Первый период формирования китайской политической мысли связан с возникновением в конце II - начале I тысячелетия до н.э. нового государства Чжоу, правители которого, свергнув прежнюю династию Шан-Инь, нуждались в идейном обосновании легитимности своего правления. Эта задача была решена правителем Чжоу-гуном, развившем идею о небесном мандате (тянь-мин) и о праве Неба на смену этого мандата (гэ-мин). Мандат на управление Поднебесной вручается достойному, обладающему наибольшим количеством дэ (благодать, харизма). Эта традиция нашла отражение в книге «Шу-цзин» (VIII в.до н.э.). В учении Конфуция (551-479 г.г. до н.э.) это теория была дополнена учением о дао - «великом пути» как высшем принципе поведения, воплощении истины и справедливости, символе должного и благородного и предельной норме дэ. В книге Конфуция «Лунь-юй» дао трактуется, прежде всего, как правильный путь, принцип жизни, мудрый и справедливый порядок, образцовые нормы поведения. Главное - в умении следовать ему, не ограничивая себя и не жалуясь, что не хватает сил. «Когда в государстве нет дао, стыдно быть богатым и знатным».
В философии другого великого китайского философа Мо-цзы (ок. 479-400 г.г. до н.э.) развиваются некоторые конфуцианские идеи о благе народа как важнейшего критерия управления. Но главное, что определило исключительную оригинальность его учения, заключается в нескольких взаимосвязанных постулатах, определяющих отношение философа к государству и обществу. Прежде всего - это концепция великой, универсальной любви, очень близкая к евангельской. Обособленность людей порождает господство сильных над слабыми, знатных - над простыми. Общественное изменение имеет своим источником осознание правителями принципа любви к ближнему как основу всеобщей пользы и взаимных привязанностей. Эгалитарную идею универсально-равновеликой любви Мо-цзы трактует однако чрезмерно радикально, требуя, по существу, всеобщего усреднения чувств и нравов. ЛИТЕРАТУРА 1. Л.А. Васильев. История религий Востока. - М., 1983. 2. Л. С. Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли. - М., 1989. 3. Артхашастра, или наука о политике. - М., 1993. 4. Книга правителя области Шан. - М., 1993. ЛЕКЦИЯ 3 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 1. Софисты и Платон. 2. Аристотель. 3. Цицерон и традиция римского права, 1. Вступление цивилизаций Средиземноморья в I тыс. до н.э. в период «осевого времени» (К. Ясперс) было обусловлено экономической и социальной трансформацией, вызванной распространением железных орудий. Новая городская цивилизация, развитие товарно-денежного обмена, быстрый процесс имущественной и социальной дифференциации способствуют возникновению не только новых типов религии (буддизм, зороастризм, а впоследствии - христианство), но и зарождению философии и науки. Наивысшее развитие эта тенденция получила в Древней Греции, ставшей родиной не только рационалистической политической теории, но, в известном смысле, и политической науки. |
Реклама: |