|
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Иногда студент сознательно пытается «вырыть яму» для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент в своем ответе заведомо опускает какую-либо деталь с той целью, чтобы преподаватель задал по соответствующему пропуску вопрос. Блестящий ответ на поставленный уточняющий вопрос лишь усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны - студент может сам попасть в «вырытую им яму» для преподавателя. Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, слабо разработанном понятии и т. п. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента: 1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.); 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий; 7) культура речи. Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. - С. 230-249). 40 ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ» 1. ВВЕДЕНИЕ Предлагаемая студентам программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История политических и правовых учений». Она составлена на основе требований государственного образовательного стандарта юридического образования и предназначена для обучения студентов по специальности 021100 «Юриспруденция». Преподавание данной учебной дисциплины ставит следующие цели: - ознакомить студентов с основной проблематикой курса в историческом и современном аспекте; - развить у будущих юристов потребности и навыки в работе с теоретическими источниками по юридической проблематике;
- приучить студентов к освоению юридической теории в широком контексте мировой политико-правовой мысли; - укрепить интеллектуальные основы юридической образованности будущих юристов. В учебном курсе отражены достижения мировой общественной мысли в области теории права и государства, а также результаты современных исследований природы права и государства в отечественной и зарубежной политической и правовой теории. Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» охватывает тематику, содержание которой позволяет очертить смысловую область историко-теоретического анализа. Она не исчерпывает всего богатства политико-правовой проблематики, но и не нацелена на усвоение некоторой суммы знаний и на запоминание фактического материала. Изучение курса сконцентрировано на решениях конкретного круга проблем в историческом ключе. Этот круг проблем определен современной общей теорией права и государства, что делает изучение курса более актуальным в практическом смысле. Важным направлением является также максимальное разграничение собственно юридического, политологического, социологического и философского подходов к истории политико-правовой мысли. Это способствует связыванию целого ряда общеобразовательных и юридических дисциплин и одновременно устраняет возможность дублирования учебных курсов. Программа содержит перечни основной и дополнительной литературы по курсу для самостоятельного изучения студентами. Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственно-правовых дисциплин. |
Реклама: |