!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества... Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с

анархией, т.е. в безвластии». Эти ассоциации не будут нуждаться в «центральной

власти»: «Нет власти, нет правительства, хотя бы и самого народного, — вот революция».

Прудон был сторонником мирной социальной революции. Он — теоретик «мютюэлизма» — учения о добровольных взаимовыгодных обязательствах, которых достаточно для достижения социальной и экономической гармо-

171

нии: «Две семьи, два города, две провинции договариваются... существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».

Прудон полагал, что «господство договоров вместо господства законов было бы истинным правительством человека и гражданина, истинным верховенством народа, революцией».

Теория анархизма Прудона основана на идее суверенитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. на

признании первостепенной значимости индивидуальной и

коллективной свободы в обществе. Аналогичное представление было присуще и Б. Констану — теоретику политического либерализма.

Вначале для реализации этой идеи Прудон предлагал

уничтожить государство, а затем смягчил свою позицию и стал предлагать государство упростить: необходима децентрализация государственной власти через федерализацию и широкое самоуправление на местах. Поэтому Пру-дон критиковал образование централизованных государств

в Германии и Италии.

Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепции рабочего самоуправления и профессионального федерализма.

Прудон критиковал коммунистическую теорию бабуви-стов. Он считал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует применения насилия. «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все способности человека принадлежат государству, которое может

употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как

собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуатация слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного

слабым... Коммунизм — это гнет и рабство...».

Прудон высказал идею «научного управления» обществом: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международной статистики. Наука о правительстве или о влас-

ти должна быть представлена одной из секций академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право представлять в академию наук записку, то всякий сделается законодателем; но в силу того, что мнение человека принимается в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разума, никто не может быть царем.

Все относящееся к области законодательства и политики является объектом науки, но не убеждений: законодательная власть принадлежит разуму, систематически изученному и обоснованному».

К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» охарактеризовали работу Прудона «Философия нищеты» как произведение, в котором обосновывается «буржуазный социализм», цель которого — «излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».

Идеи французского философа оказали заметное влияние на анархистские проекты отечественных мыслителей — М. Бакунина и П. Кропоткина.

172

Тема 15. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга

Рудольф фон Иеринг (1818—1892) — немецкий правовед, профессор права в университетах Базеля, Ростока,


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz