!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

В своих ранних произведениях Бентам критиковал теорию естественного права, которая легла в основу французской Декларации прав человека и гражданина (1789). В работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции» (1795), Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека, — прав, предшествующих государству и законодательству, создаваемому государством. Эти права он называет «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет привести к обоснованию допустимости сопротивления государственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, является для Бентама «величайшим врагом разума и

самым страшным разрушителем правительства».

Однако Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полезности, четко определить и сформулировать в тексте закона.

1 Утилитаризм — доктрина или моральная установка, считающая, что то, «что полезно или может скорее всего привести к счастью», должно быть высшим принципом всех наших поступков.

151

Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не должно мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена самому индивидууму; главное же назначение правительства должно состоять в ограждении индивидуума от страданий».

Государство способно оградить индивидов от страданий, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной

безопасности, чести, собственности, право на получение

помощи в случае нужды». Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначение: «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества — вот единственная цель, которую должно иметь правительство».

Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощрений направлять поведение человека к достижению

собственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы «наибольшее счастье наибольшего количества людей».

Пределы законодательного регулирования. Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаментальных прав индивида, а сама частная собственность —

Реклама:
Кислородный коктейль представляет собой напиток с пеной из множества воздушных пузырьков

благо для всего общества. Законодатель должен избегать

неправомерного посягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. Такие действия законодателя могут привести к нарушению другого

фундаментального права индивида — безопасности. Бен-

там исходил из того, что «неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть

абсолютная невозможность».

Однако он допускал законодательное ограничение свободы завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения

собственности в обществе.

Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров: «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограничена».

Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам считал, что право — это всегда выражение воли государ-

ства. Поэтому формой права для Бентама является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Бентам предложил следующее определение закона: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной ситуации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».

Критика прецедентного права. Признавая в качестве

совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz