|
«игра должна быть открытой, т.е. правом на участие в ней пользуется каждый, независимо от своего социального происхождения и статуса; игра должна быть подлинной, т.е. предполагать равенство шансов (стартовых условий); ч игра должна включать ясные и обязательные для всех правила, нарушение которых непременно наказуется; судьи (арбитры) должны быть беспристрастными и совершенно не зависеть от давления самих игроков или давления извне»1. Соблюдение этих правил делает политика честным по отношению к другим участникам «политической игры». А есть еще честность по отношению к населению и данной стране. Несоблюдение этих правил и делает политику «грязным делом». Данные правила могут показаться наивными, но формулиро1вание их необходимо для того, чтобы видеть идеал, с которым сопоставляется реальная политическая деятельность. В частности, в связи с распространением практики воровства политических лозунгов и идей ставится вопрос о защите интеллектуальной собственности политических партий с помощью патентования, как этО принято в научно-технической сфере. ПанаринАС. Указ. соч. С. 255. 187 Политология • Политика и церковь Вопрос о взаимоотношении политики и церкви решался в истории по-разному. Религия подчинялась светской власти в большинстве стран, включая Древнюю Грецию, хотя юноши, давая присягу, клялись оставаться верными богам своей страны. Религия отождествлялась с политикой, как в Древнем Египте, где фараон признавался богом и выполнил обязанности верховного жреца. Светская власть подчинялась религии, как в Древней Индии, в которой высшей почиталась каста жрецов, а другие, в том числе каста воинов, из которой выходили цари, стояли ниже на социальной лестнице; как в средневековой Европе, где папа римский назначал и низлагал государей. Наконец, светская власть боролась с церковью, как во времена возникновения христианства и совсем недавно в СССР. В Новое время в противоборстве с теократической идеей господства католической церкви оформилась концепция государственного, а затем народного суверенитета. Принцип разделения светской й духовной власти содержится еще в словах Христа: «Богу Богово, а кесарю кесарево». Этот принцип действовал в период гонений на христианство. После провозглашения христианства государственной религией в Римской империи сформировалось два варианта взаимоотношений государства с церковью: подчинения церкви государству в православии и подчинения государства церкви в католичестве. В Новое время принцип разделения церкви и государства снова выходит на первый план — теперь уже по инициативе государства. В России данный принцип был провозглашен после революции 1917 г. Принцип отделения церкви от государства оправдывается различным содержанием духовной и светской власти. Духовная власть основывается на этике убеждений, политическая — на этике ответственности. Обе эти сферы деятельности необходимы в обществе, но их не следует смешивать. Влияние политики на церковь проследим на советском примере. Придя к власти в 1917 г., большевики решили расправиться с выступившей против них церковью не только разрушением храмов, но и репрессиями против священнослужителей. К этому звала атеистическая идеология марксизма, утверждавшая, что «религия есть опиум для народа». Большевики рассматривали православие как идеологического противника и соперника в борьбе за влияние на массы. Изменилась власть в 1991 г., и политики (бывшие гонители церкви) встали со свечками в руках в соборах, благосклонно разрешили восстановление разрушенных храмов. 188 Политика и нация Каков идеал взаимоотношения политики и церкви? Теократическая идея господства религии вряд ли осуществится в ближайшем будущем, но несомненно, что политика должна иметь противовес в виде религии, поскольку «не имея противовеса в виде per лигии, политика подвержена почти непреодолимой склонности выйти за все рамки и границы»1. Но и религия, которой не противостоит политика, может впасть в нетерпимость и фанатизм. Полезно помнить различия между политикой и религией, не разделяя их полностью и давая им возможность сосуществовать во взаимодействии. |
Реклама: |