|
Р. Даль выделяет три основные причины стремления людей к власти: 1) во имя общего блага; 2) эгоистические цели; 3) по неосознанным мотивам (сюда относится и стремление с помощью власти возместить психологические травмы, получЪнные в детстве, о чем пишет американский ученый Ч. Лассуэл, а в основе лежит фрейдистская концепция). Человек, жаждущий власти, отличается следующими особенностями: 1) ценит обладание властью превыше всего; 2) претендует на власть для себя и тех, кого отождествляет с собой; 3) полон уверенности, что добьется власти; 4) обладает минимумом качеств, необходимых профессиональному политику. Р. Даль выделяет также четыре уровня и типа отношения к политике и четыре критерия степени вовлеченности в политическую деятельность. Среди типов отношения он различает: 1) аполитичный слой, инертное большинство, преследующее лишь личные, далекие от политики цели, к которому относится 2/3 населения (главное — собственные интересы, все остальное — неважно); 168 Политическая стратификация Схема 4. Конус политической стратификации 2) заинтересованный в политике слой, понимающий, что собственные интересы можно удовлетворить с помощыр политических решений (сюда входят члены заинтересованных групп); 3) слой искателей политической карьеры — людей, понимающих значение политики и желающих ею заниматься (сюда относятся партийные функционеры); 1 4) слой политических лидеров — людей, обладающих в высшей степени соответствующими качествами политика плюс удачливостью и готовностью поступиться всем во имя достижения политических целей. 169 Политология Типы политических лидеров Три качества, по М- Веберу, являются для политика решающими: страсть в смысле самоотдачи делу; чувство ответственности перед этим делом и глазомер — «способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям»1, в том числе к самому себе» Чем в большей степени политик обладает данными качествами, тем ближе он к занятию лидирующей позиции. Среди качеств, присущих политическому лидеру, выделяют также следующие: 1. Способность аккумулировать и адекватно выражать интересы членов общества и заинтересованных групп. 2. (Способность заставить людей поверить в себя. 3. Способность вести за собой последователей и массы. 4. Способность выдвигать новые идеи (инновационность). 5. Информированность о широком круге событий и об истории. 6. Чутье на ситуацию и новые идеи. 7. Лексикон — умение с каждым говорить на его языке. Главная задача политику как такового, а тем более лидера, не научная деятельность и не «работа с людьми», а регулирование общественных отношений. При этом он должен помнить, что лидерство — средство осуществления цели, каковой является общественное благо. М.Дж. Херманн предлагает такую классификацию политических лидеров: Ь Лидер-знаменосец: имеет собственную оригинальную политическую цель и способность увлекать за собой. К этому типу относятся Петр I, М. Ганди. 2. Лидер-служитель: точно выражает и реализует интересы свог их приверженцев и действует от их имени. Пример: Л.И. Брежнев. 3. Лидер-торговец: добивается признания путем; убеждения людей с помощью знания их потребностей и желания их удовлетворить. Пример: Р. Рейган. , 4. Лидер-пожарный: бцстро реагирует на насущные требования времени,и масс и способен эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Пример: Ф.Д. Рузвельт. Надо иметь в виду, что это — идеальные типы, а в реальной жизни встречаются различные сочетания отмеченных качеств. ^ Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2. С. 22. 170 Типы политических лидеров В. Парето предложил свок> классификацию политиков. К типу А относятся люди, стремящиеся к идеальным целям и следующие определенным правилам поведения. Для своих приверженцев это, «честные», «справедливые» люди; для противников — «фанатики» и «сектанты». Политиков типа В Парето делит на две подгруппы — В (а) и В (Ь), Первые довольствуются обладанием властью и почестями и предоставляют материальные выгоды своим клиентам. Вторые сами используют политику как средство получения материальных выгод для себя и своих сторонников. |
Реклама: |