|
102 Происхождение государства ственного разделения труда, социальной дифференциации и неравенства. Вопрос происхождения государства один из самых дискуссионных. Существуют различные концепции на этот счет. По Платону, государство возникает из потребностей каждого человека, которые не может удовлетворить он сам. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»1. Помощь возможна, так как люди имеют различные способности к тому или иному делу. По мнению Аристотеля, «государство представляет собой своего рода общение... которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения»2. Государство существует ради достижения благой жизни, оно существует по природе, так как «человек по природе своей есть существо политическое». Такая концепция рассматривает государство как естественно возникшее в процессе эволюции общество, наподобие организма, возникающего на определенной стадии эволюции природы. Каков конкретный механизм становления государства? Платон считал, что государство возникло как господство старейшего, получившего эту власть от родителей. Это патриархальная концепция возникновения государства, в соответствии с которой государство возникает из объединения семей, родов и племен. Отец семейства становится предводителем рода, затем племенным вождем и, наконец, царем. Государство в этом случае предстает в виде большой семьи. Следующая концщция.теократическая, в соответствии с которой прообразом государственной власти является власть Бога над своими созданиями, и всякая власть, в том числе государственная, исходит от Бога и санкционируется творцом. Психологическая концепция государства объясняет его происхождение изначальным отрешением людей к власти. Она основывается на философской концепции «воли к власти» Ф. Ницше, в соответствии с которой воля к власти служит главным побудительным мотивом деятельности людей. Концепция насилия объясняет появление государства образованием класса воинов. По Г. Моска, государство возникает после перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельче-ско-скотоводческому, когда появляются два класса — класс зем- 1 Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 1. С. 87. 2 Аристотель. Политика: 1252 а.
103 Политология ледельцев и класс воинов, и последний добивается господства над первым. Л. Гумплович считал, что человек добивается удовлетворения своих потребностей двумя способами: трудом и грабежом или эксплуатацией чужого труда. Первое средство экономическое, второе политическое, и государство возникает тогда, когда организуется политическое средство. Другой причиной образования государства в соответствии с данной концепцией могло быть завоевание земледельцев кочевниками. К этой концепции в ее первом варианте близка экономическая концепция возникновения государства, тщательно разработанная К. Марксом. В соответствии с ней государство возникает в результате вызванного экономическими причинами разделения людей на два антагонистических класса: высшего, который владеет частной собственностью на средства производства, и низшего, у которого частной собственности нет. Государство требуется для охраны института частной собственности и само становится частной собственностью. К. Маркс пишет: ,«Король — частный собственник народа, когда говорит: мри народ»1. В дополнение к этому В.И. Ленин писал в работе «Государство и революция»: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы»2. В разделе 3 шла речь еще об одной концепции — общественного договора людей, соглашающихся передать часть своих прав выбранным представителям, защищающим их общие интересы. Современные антропологи считают, что данная концепция не имеет исторического подтверждения. Государство никогда не возникало подобным образом. Законы государства — не результат соглашения, а постепенно вырастают из традиций, навязываются завоевателями... Прежде чем какие-либо положения фиксируются в законах, они существуют в традициях, и сила законов не в угрозе наказания, а в готовности людей подчиниться им. |
Реклама: |