!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Маркузе различает истинные и ложные потребности. «Ложными являются те, которые навязаны индивиду частными общественными силами, заинтересованными в его подавлении: это те потребности, которые увековечивают тяжелый труд, агрессивность, нищету и несправедливость... Большинство из господствующих потребностей — отдыхать, развлекаться, вести себя и потреблять в соответствии с рекламой, ненавидеть и любить то, что ненавидят и любят другие, — принадлежит к этому набору ложных потребностей... Единственными потребностями, которые имеют неограниченное право на удовлетворение, являются витальные потребности — питание, одежда и жилье на доступном культурном уров-

Американская социологическая мысль. С. 127.

92

Потребительское общество и одномерный человек

не»1. Навязанные, или ложные, потребности Маркузе называет репрессивными. Соответственно их удовлетворение будет репрессивным удовлетворением.

Социальный контроль навязывает «господствующую потребность в производстве и потреблении ненужных вещей; потребность в отупляющей работе, где она в действительности больше не нужна; потребность в разнообразных видах разрядки, которые смягчают и продлевают это отупление; потребность сбхранять такие обманчивые свободы, как свободная конкуренция при фиксированных ценах, свободная пресса, которая сама для себя является цензурой, свободный выбор товаров и мелких принадлежностей к ним при принципиальном потребительском принуждении... Свободные выборы господ не ликвидируют господ или рабов»2.

В современном обществе потребления «товары поглощают людей и манипулируют ими; они производят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи... Так возникает образец одномерного мышления и поведения»3. Задача правящего класса — превратить «научный и технический прогресс в инструмент господства».

Технический прогресс оказался способным существенно повысить материальный уровень основной массы населения, что привело к созданию потребительского общества. В большей степени это произошло в капиталистических странах, но и в странах «второго мира» также имело место. Огромные потребительские возможности капитализма притягивали к нему взоры всего мира.

В потребительском обществе в дилемме, поставленной Э. Фроммом: «иметь или быть», человек выбирает «иметь». Он больше стремится приобретать вещи, чем «быть», т.е. выявлять свои внутренние потенции. И таким образом он отходит от партисипатор-ной демократии. В «качество жизни» включается участие в управлении обществом, в «количество жизни» входит только сумма потребляемых продуктов («потребительская корзина»). «Нынешняя цивилизация ознаменовалась вытеснением всех социальных мотиваций, как бы выносимых за скобки, одной — экономической, связанной с материальным вознаграждением»4. Массовый человек отказывается от своей социальной роли. Свой индивидуализм он распространяет только на сферу досуга и на свою частную

1 Там же. С. 127-128.

2 Там же. С. 129.

3 Там же. С. 132-133.

4 ПанаринА.С. Указ. соч. С. 300.

93

Политология

жизнь. Есть непримиримое противоречие между массовидностыо и подлинной демократией.

Потребительство и одномерность мешают социальному участию. И когда к этому стремится только меньшинство населения, оно склоняется к тому, чтобы установить свою власть силой, что и привело к студенческим волнениям в Париже в 1968 г., к созданию «красных бригад» и т.п. Терроризм — оружие меньшинства.

Развитию тенденции рационализации мешает «растущая иррациональность целого, расточительство и ограничение производительности, потребность в агрессивной экспансии, постоянная угроза войны, обострившаяся эксплуатация, бесчеловечность. Все это указывает на историческую альтернативу: плановое использование ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей при минимуме затрат на тяжелый труд, превращение свободного времени в действительно свободное, умиротворение борьбы за существование»1.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz