!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Анализ текста без использования процедур измерения называется качественным. Так как он применяется давно, то его называют традиционным методом. В последние несколько десятилетий широкое распространение получил метод квантификации материала — контент-анализ (его разработали американские социологи X. Лассуэлл и Б. Берельсон). Контент-анализ изучает информацию количественно.

Опрос является наиболее распространенным методом сбора политологической информации. Он предусматривает: 1) устное (интервью) или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых представляет проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов; 3) их теоретическую интерпретацию.

Опрос используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, характеристики исследования недоступны для наблюдения; когда предметом исследования является индивидуальное или общественное сознание: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей; в качестве контрольного

25

Политология

дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик. Опросы могут быть очными (личные) или заочными (звонок по телефону, обращение с анкетой через средства массовой информации).

Интервью — это проведенная по определенному плану беседа, предполагающая контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером либо механически (на пленку). Интервью может быть свободным — по общей программе без детализации, и формализованным, или стандартизованным, — с детальной разработкой всей процедуры. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на клиничеркие (долговременные), с целью получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах и склонностях опрашиваемого, и фокусированные (кратковременные), с целью извлечь информацию о реакции человека на данное воздействие. По количеству респондентов интервью делятся на индивидуальные и групповые.

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, причем ответы даются опрашиваемым либо наедине (заочный опрос) г либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые, когда все варианты ответов заранее предусмотрены. Опрос-молния (или опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации. Может иметь место опрос по почте, когда ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению. По теме опросов анкеты делятся на событийные, статистические (в переписях населения), анкеты на выяснение ценностных ориентации и т.д.

К опросу прилагается так называемая паспортичка с указанием пола, возраста, образования, стажа работы, семейного положения респондента и т.п.

В некоторых случаях политолог, может исследовать объект целиком. Тогда говорят, что предмет исследования тождествен генеральной совокупности, т.е. совокупности всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Такое исследование называется сплошным. Но чаще исследование является несплошным, или выборочным, т.е. изучает выборочную совокупность. Последняя может быть репрезентативной, когда воспроизводит параметры и значительные элементы генеральной совокупности, или нерепрезентативной. При нерепрезентативной выборке неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупно-* сти, или известно, что в выборке они не соблюдаются. Например,

26

Методы политологии

если известно, что среди рационализаторов большинство составляют рабочие, то такой вывод будет справедлив только если учитывать процентное отношение рабочих к другим слоям общества. Другой пример: исследование студентов 2-го курса не дает оснований для переноса результатов на всех студентов вообще.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz