|
Таблица 7. 7 Институциональные различия между демократическими режимами развитых капиталистических стран
На заре формирования неоинституционального подхода в политической науке развернулась дискуссия вокруг понятия государства. В ходе полемики часть исследователей выступила с предложением создать дифференцированную концепцию государства. По их мнению, государство должно рассматриваться «не как единая сущность, а как совокупность организаций и институтов, каждый из кото- Основная литература 137 рых обладает собственными интересами». Таким образом, государственный сектор представляется дифференцированным, состоящим из множества автономных акторов, обладающих собственными интересами. Можно выделить две модели формирования государственных институтов власти. Согласно первой модели, для отстаивания всеобщих интересов любому сообществу нужны четыре типа институтов. Для того чтобы регулировать общие интересы — институты законодательной власти. Для воплощения в жизнь принятых решений — институты исполнительной власти. Для разрешения возникающих конфликтов и интерпретации правил — институты судебной власти. Для применения негативных санкций по отношению к нарушителям норм — институты принуждения. Вторая модель исходит из доминирования одной социальной группы в обществе (элиты, олигархии, правящего класса, клана и т. д.). Для утверждения своего господства эта правящая группировка создает четыре типа институтов. Законодательные институты — для обеспечения легитимности над подданными, исполнительные — для реализации принятых решений, судебные — для разрешения конфликтов между властвующими и подвластными, институты принуждения — для репрессивного подавления тех, кто оказывает власти сопротивление. И в той и в другой модели институты оказываются теми же самыми. Однако политические системы будут различаться как количеством институтов, так и их композицией (институциональным дизайном). Таким образом, разнообразие институциональных разновидностей политических систем (варианты сочетаний разнообразных политических институтов — табл. 7.1) может значительно превышать количество реальных случаев. План занятия 1. Понятие и структура политических институтов. 2. Процессы институциональных изменений. Темы докладов и рефератов 1. «Старый» и «новый» институционализм: основные методологические подходы и предметы исследований. 2. Структура политических институтов. 3. Формальные и неформальные институты в российской политике. 4. Основные трактовки процесса политической институционализации. 5. Сложности и противоречия политической институционализации в России. 6. Ретроспективный и сравнительный анализ институциональных изменений в российской политике. 7. Перспективы и альтернативы институционализации в Российской Федерации. 8. Эффективность институциональных изменений в России. Основная литература Категории политической науки: Учебник / Под ред. М. А. Мельвиля. М., 2002. Гл. 6, § 1. АчкасовВ. А. Сравнительная политология: Курс лекций. СПб., 2002. Лекция 5. БъюкененДж. Сочинения. М., 1997. Т. 1. 138 Глава 7. Политические институты |
Реклама: |