|
Второй участник. В таком случае специфику политической власти мы сводим к насилию. Но функции политической власти нельзя сводить только к насилию, они гораздо шире. Третий участник дискуссии. Я думаю, что уже само существование власти придает ей политический характер. Понятия «власть» и «политическая власть» суть синонимы. Первый участник. Существует значительная опасность придать политический характер любой власти. Тем самым мы стираем грань между политической и приватной сферой. Второй участник. Мне кажется, что отличительным признаком политической власти является ее верховенствующий характер. Первый участник. И в чем же заключается ее верховенствующий характер? Второй участник. Прежде всего в том, что политическая власть связана с авторитарным распределением ценностей в обществе. Четвертый участник. Я бы попытался связать политическую власть с достижением коллективных целей. Третий участник. Но как в таком случае быть с целями индивидуальными? Могут ли они быть связаны с политической властью и если да, то каким образом? Пятый участник. Политическая власть связана с созданием правил системы обменов между индивидами, в которых последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут их реализовать путем обычного рыночного обмена и контролем за соблюдением этих правил. Шестой участник. Мне представляется, что специфика политической власти заключается в том, что она выполняет коммуникационные функции в социетальной системе. Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 6.1. Структура и функции политической системы Политическая система — совокупность политических структур, норм, ориента-ций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экологическая, биологическая, социальная и другие системы. К внешней — международные экономические, политические и социальные системы. Структура окружающей среды представлена на рис. 6.1. От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов: 1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: • соблюдении законов; • участии в политической жизни (например, участие в выборах); • лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации; • оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). 122 Глава 6. Политическая система Рис. 6.1. Компоненты окружающей среды политической системы. Источник: Easton D. A system analysis of political life. N. Y., 1965. P. 23 |
Реклама: |