|
а) свободу, равенство, братство; б) жизнь, свободу, стремление к счастью; в) жизнь, свободу, собственность; г) труд, счастье, справедливость. 6. Кто из нижеперечисленных философов может быть отнесен к теологической парадигме: а) К. Маркс; б) Т. Гоббс; 84 Глава 3. История политических учений. в) Платон; г) Ф. Аквинский? 7. Кто из нижеперечисленных философов может быть отнесен к античной парадигме: а) Платон; б) Ш.-Л. Монтескье; в) В. И. Ленин; г) Э. Берк? 8. Кто из нижеперечисленных философов может быть отнесен к национально-экономической парадигме: а) Платон; б) Ш.-Л. Монтескье; в) Ф. Аквинский; г) Дж. Локк? 9. Кому принадлежит трактовка естественного состояния общества как «войны всех против всех»: а) Аристотелю; б) Н. Макиавелли; в) Дж. Локку; г) Т. Гоббсу? Вопросы и задания 1. Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2. Дайте сравнительную обобщенную характеристику основных парадигм истории политической мысли. 3. Охарактеризуйте специфику античной политической мысли. 4. Сравните характеристику идеального государства у Платона и Аристотеля. Какие критерии типологизации форм правления предлагают античные мыслители? 5. Объясните, чем вызваны острая критика и неприятие демократии античными мыслителями. 6. Укажите, кто из мыслителей Нового времени сформулировал в современном виде принцип разделения властей и возвел его в ранг общеконституционного. 7. Сравните теории происхождения государства Т. Гоббса и Дж. Локка. Укажите, как решается вопрос о соотношении государства и личности в их теориях. 8. Какие теории и концепции Нового времени стали идейным основанием либерализма и консерватизма? Глава 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ 4.1. Политическая мысль Древней Руси В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (Ш^П вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного прогресса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов. В древнерусских летописных трактатах и литературных произведениях нашли свое отражение важнейшие политические проблемы, волновавшие современников: происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей), укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон), суть великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоотношения церкви и государства. Последний вопрос, столь актуальный для политической мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские государи главенствуют над церковью. Дело в том, что огромное влияние на Древнюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимствованы восточное христианство и авторитарные принципы организации политической власти. Уже Халкидонский Вселенский собор 451 г. провозгласил формулу «царя-первосвященника — учителя веры», что утвердило новую политическую идею — царя, который объединял функции «вечного первосвященника» и земного владыки. Крещение Руси в 988 г. и возведение христианства в ранг государственной религии способствовали утверждению идеологии, согласно которой правитель является земным представителем самого Бога. Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль своего времени нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а также Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия». К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать. К это- |
Реклама: |